Европейцы отреагировали на кризис усилением экономии, россияне увеличением расходов. Специалисты утверждают, что кризисные явления в европейской экономике отражаются на российских потребителях с опозданием примерно в восемь месяцев.
The Wall Street Journal констатирует, что в июле индекс потребительской уверенности в Евросоюзе упал до минимального с 2009 г. уровня, а потребительские расходы жителей Франции, одной из наиболее стабильных стран Европы, во II квартале были на 0,2% меньше, чем в первом.
Эксперты утверждают, что потребление будет падать, расходы потребителей на товары и услуги в Западной Европе в 2012 г. снизятся на 0,9%, на еду — на 2,7%. Европейцы откладывают большие покупки: в первом полугодии в еврозоне куплено на 6,8% меньше автомобилей, чем годом раньше, люди будут выбирать дискаунтеры вместо супермаркетов, покупать более дешевые продукты и искать в интернете выгодные ценовые предложения.
В России много говорят о кризисе, но потребители пока только увеличивают расходы, констатируют "Ведомости". По данным Росстата, реальные денежные доходы населения в первом полугодии 2012 выросли на 2,7%, оборот розничной торговли — на 7,1%, автомобильный рынок — на 14% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Растут зарплаты в госсекторе, потребление растет за счет бюджетников.
Кризисные явления в европейской экономике отражаются на поведении российских потребителей с опозданием примерно в восемь месяцев, рассказал газете партнер Delloite Егор Метелкин, констатируя "сдержанный оптимизм": "В 2009 г. около 51% россиян чувствовали, что страна находится в рецессии, а в период нашего опроса в конце 2011 г. 40% респондентов ответили, что их покупательная способность будет лучше в 2012".