США выделили 1,1 миллиарда долларов для финансирования третьего, заключительного этапа программы разработки космических аппаратов, способных доставлять астронавтов на орбиту.
Корпорации Boeing и Space X выиграли контракты NASA на $460 и $440 миллионов, соответственно. Третьей частной компанией, получившей правительственный заказ на сумму $213 миллионов, стала малоизвестная корпорация Sierra Nevada. Их задачей является создание транспортных средств для перевозки экипажей и грузов на Международную космическую станцию. Всего же в конкурсе участвовало семь компаний.
США, отправившие в прошлом году свой трансфертный космический флот в отставку, используют сейчас российские корабли. Так, например, в 2011 году было осуществлено четыре запуска пилотируемых аппаратов Союз ТМА, на которых американские астронавты доставлены на борт МКС. Американцы, привыкшие везде диктовать свою волю, попали в неловкое положение и почувствовали некоторую ущербность, оказавшись в полной транспортной зависимости от России и вынуждены, по их собственным словам, участвовать в российских аттракционах, причем, отнюдь не бесплатных. Каждое место на российском Союзе обходится NASA в сумму около $63 миллионов.
«Мы выбрали три компании, способные обеспечить нам движение по собственному пути, чтобы положить конец практике аутсорсинга полетов человека в космос и создать новые высокооплачиваемые рабочие места во Флориде и других штатах», - заявил на брифинге в Космическом центре имени Кеннеди администратор NASA Чарльз Болден.
Администрация США также приветствует привлечение частного сектора к достижению транспортной независимости на околоземной орбите: это позволит NASA сосредоточиться на решении более сложных задач, главными из которых являются полет человека на астероид - в 2025 году и на Марс – в 2030 году.
Boeing в городе Хоуторн, в Калифорнии разрабатывает пулеобразную капсулу CST-100, располагающуюся в головной части ракеты, и способную отправить в космос семь астронавтов.
Корпорация Sierra Nevada в городе Спаркс строит космический челнок, который будет стартовать при помощи ракеты и приземляться, как самолет.
Первый пилотируемый полет космического корабля корпорации Space X ожидается в 2015 году, за два года до того как NASA планирует начать регулярные полеты на МКС с использованием коммерческих судов.
По мнению экспертов, использование частных космических кораблей позволит снизить стоимость полета в космос одного человека до $15 миллионов.
А что же Роскосмос? Наши космические корабли, рожденные в СССР, модернизируясь, до сих пор бороздят просторы вселенной.
Российская космическая программа предусматривает запуск двух автоматических комплексов на южный полюс Луны – в 2015 и на Венеру – в 2016 году. Кроме того, запланированы проекты, реализующиеся путем установки отечественной научной аппаратуры на зарубежные космические аппараты научного назначения.
Так что американских денежек за работу российских космических паромов мы в обозримом будущем не увидим. Не поперли бы их с МКС. Хотя это маловероятно, но куда их девать, в случае чего? Легендарную орбитальную станцию «Мир» мы успешно затопили. Пора строить новую обитель для «Прогрессов» и «Союзов». А тут, как назло, мировой экономический кризис, будь он неладен.