Председатель Сбербанка Герман Греф, в бытность главой Минэкономразвития курировавший пенсионную реформу, письмом предупредил премьер-министра Дмитрия Медведева об опасности отказа от обязательной накопительной части пенсии.
Необходимость новой пенсионной реформы уже ни у кого не вызывает сомнения. Составляя проект бюджета на будущий год и ближайшее трехлетие, правительство уже управилось со всеми ведомствами. Последний нерешенный вопрос – ПФР.
Весь июль в правительстве спорят, отменять или нет обязательную накопительную часть пенсий и если да, то как. Сторонники отмены убеждают, что так будет решена проблема дефицита Пенсионного фонда (ПФР): в прошлом году он составил 924 млрд руб., а дотации ПФР предполагается уменьшить на 835,5 млрд руб. за три года.
Сейчас, напоминают «Ведомости» работодатели отчисляют в ПФР 22% от фонда оплаты труда, из которых для родившихся позже 1966 года 6% отчисляется на накопительную часть.
Вице-премьер Ольга Голодец и министр труда Максим Топилин предлагают со следующего года сократить эти отчисления до 2% фонда оплаты труда. Их поддержали помощник президента Эльвира Набиуллина и глава ЦБ Сергей Игнатьев. Против выступили первый вице-премьер Игорь Шувалов, министры финансов Антон Силуанов и экономического развития Андрей Белоусов.
Греф в своем письме уверяет, что такой выбор мотивирован только идеологически, а не экономически, а поэтому он ложный.
С уменьшением накопительного элемента нельзя торопиться, пишет Греф: принимать такие решения до пересмотра пенсионной формулы в распределительной системе — «значит создавать риск разбалансировки пенсионной системы».
Если уж вносить системные изменения, то не раньше 2014 года, утверждает он.
Во-первых, объясняет глава Сбербанка премьеру, отказываться от обязательных накоплений имело бы смысл, если бы не ухудшалась демографическая ситуация. Но в ближайшие 13 лет численность трудоспособного населения уменьшится на 11,5 млн человек, число детей вырастет на 2,5 млн, а пенсионеров — на 4 млн. В больших объемах накопительные пенсии начнут выплачиваться после 2025 г. — как раз когда иждивенческая нагрузка на работающих достигнет максимума: в 2031 г. пенсионеров станет больше, чем работающих. При такой демографической динамике распределительная система просто не работает.
Да и текущие проблемы с пенсиями отказ от накопительного компонента не разрешит, уверяет Греф. Две трети пенсионных накоплений возвращаются в бюджет: вкладываются в госбумаги и через трансферт финансируют текущие выплаты из ПФР. На начало 2012 года на ВЭБ и ПФР приходилось 36% внутреннего госдолга. Пенсионные накопления удешевляют государственные заимствования и поддерживают стабильность рынка госбумаг, пишет Греф. Ликвидация накопительной системы создаст проблему размещения госдолга именно в тот момент, когда из-за ухудшения экономической ситуации может потребоваться увеличение госзаимствований.
Отказ от обязательных накоплений загонит правительство в ловушку, уверен экономист, останется один способ отреагировать на ухудшение демографической ситуации — снизить размер пенсий по отношению к зарплате: «Именно на это фактически будет ориентирована новая пенсионная формула», а такой подход общество не поддержит, предупреждает он.
Кроме того, граждане воспримут отказ от накопительной пенсии как признак нарастающей нестабильности и непредсказуемости политики: это будет уже третий за последние 10 лет радикальный пересмотр государством долгосрочных пенсионных обещаний. Население поймет, что государство в принципе не видит перспектив у пенсионных накоплений, и вообще откажется от добровольных накоплений.
«Отказ <...> в скором времени изменит политический баланс в стране в сторону безответственного популизма», — пишет Греф.
Пенсионеры, как обладатели пенсионных накоплений, заинтересованы в финансово-экономической стабильности и устойчивом экономическом росте, объясняет глава Сбербанка. Но в качестве получатели пенсий в распределительной системе, пенсионеры заинтересованы в наращивании социальных расходов, в том числе путем потери макроэкономической стабильности. А ведь в недалеком будущем граждане предпенсионного и пенсионного возраста составят абсолютное большинство российского электората. Ликвидация накопительной системы приведет к тому, что эти избиратели станут сторонниками наращивания бюджетных расходов, предупреждает Греф.