Российский фондовый рынок восстанавливается после тяжелых потерь, понесенных в мае и начале июня. Индекс ММВБ за два месяца вырос на 11,3%, а РТС – на 7,9%. При этом основные показатели рынка мало изменились.
Например, стоимость нефти марки Brent снизилась за это время всего на 0,3%, а стоимость бивалютной корзины выросла совсем незначительно на 0,1%.
Это создает определенную интригу при прогнозировании дальнейшего направления движения российского фондового рынка, который начал свое затяжное падение еще в марте. Цена нефти Brent была тогда выше $125, а стоимость акций российских эмитентов все равно неуклонно снижалась. Игроки живо реагировали на любую макроэкономическую информацию, связанную с экономикой Евросоюза, США и Китая. Влияние стоимости нефти на курс рубля и фондовый рынок тогда мало кого интересовало. Качество самих акций также все меньше обеспечивало стабильность их курса.
Негатива из Европы приходило все больше и больше, затем измельчал позитив из США, наконец, стала пробуксовывать экономика Китая. Наступило время всеобщей неопределенности, медвежьей игры и коротких всплесков бычьей активности на редких хороших новостях. И это было характерно не только для нашего, но и других гораздо более развитых рынков. А мы просто шли за главными из них в плюс или в минус, но чаще все-таки в минус. Осознание того, что Россия зависит от состояния мировой экономики, пришло во время кризиса 2008 года, а учится жить в условиях этой зависимости приходится только сейчас. Ведь Россия, как никакая другая страна, зависит от конъюнктуры сырьевых рынков, особенно, нефтяного.
В начале июня грохнулись цены на нефть. Постарались Саудовская Аравия и США. Они давили на Иран, а вместе с ним на Россию. Снижение доходило до $90 за баррель марки Brent. Инвесторы искали убежища в долларе, уводя деньги с развивающихся рынков, в том числе из России. Курс доллара скакнул вверх на 11%, превысив за долгое время 34 рубля. Но российский фондовый рынок, достигнув своего минимума в конце мая, уперся и ниже отметки 1256 пунктов по ММВБ не пошел. Затем из-за отказа Евросоюза от импорта иранской нефти, и обострения ситуации вокруг Ормузского пролива цена на Brent достигла уровня $110, потом вновь упала до $100, а сейчас торгуется по $107 за баррель. В это время российский фондовый рынок демонстрировал последовательный бычий тренд, с периодическими отскоками вниз. На наш взгляд, он стал даже менее подвержен колебаниям, связанным с движением иностранных торговых площадок и негативным новостным фоном. Положительную динамику биржевых индексов в мае-июне не портит даже их снижение в прошлую пятницу почти на полтора процента.
Почему произошел рост стоимости акций на российском фондовом рынке? Состояние мировой экономики только ухудшается. Кризис в Еврозоне не урегулирован - в сентябре она попрощается с Грецией. Но что такое Греция, когда в Испании и Италии совсем плохо, а во Франции все хуже и хуже. Нефть, возможно, на время стабилизируется на уровне $100-110, но эта цена значительно ниже, чем была тогда, в марте. Может быть, инвесторы вернули на российские биржи свои уведенные миллиарды долларов. Да как-то не наблюдалось.
Ответ прост – российский фондовый рынок переборщил со своим падением в период с марта по май на фоне отрицательной динамики мировых торговых площадок, дурных известий из ЕС и известных внутриполитических событий.
После того как зарубежные капиталы покинули Россию, он попытался решить свою судьбу самостоятельно. Да и падать было уже почти некуда.
Получается, что через два месяца все вернулось в исходное положение, кроме значительно выросших биржевых индексов. Эта диспропорция подогревает решимость медведей навести справедливость на торговых площадках. Они попытаются продолжить начатое в пятницу дело на текущей неделе, играя на понижение. Мы не видим поводов для существенного роста или снижения курсовой стоимости акций в конце июля и в августе при условии относительной стабилизации цен на нефть, на которые, в первую очередь, будет влиять международная политическая обстановка, особенно в зонах конфликтов. Рынок будет, скорее всего, находится в боковом тренде до сентября, когда начнется самое интересное в Еврозоне.