Зачем идем мы в ВТО большой-большой секрет
12 июля 2012, 08:33 [«Аргументы Недели», Александр Карпов ]
Помните задорную сопелку толстого медвежонка с опилками в голове, который тащил за собой писклявого поросенка в кроличью нору, чтобы немного подкрепиться? Куда идем мы с Пятачком большой-большой секрет и не расскажем мы о нем - о нет, о нет, о нет!
После того как они уничтожили все кроличьи запасы, медвежонок попытался вылезти наружу, но застрял в выходном отверстии, натерпевшись ужаса. В сказке ему удалось вырваться из крепких объятий норы, в которую его никто не приглашал, но на то она и сказка, чтобы закончиться благополучно.
В жизни все сложнее, и счастливый конец не гарантирован. Когда, единые во всех своих устремлениях не плюшевые медведи проголосовали во вторник на заседании Государственной Думы за ратификацию протокола о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО), остальные депутаты – не медведи их не поддержали, и тоже единогласно. Видимо в детстве они читали сказку про опрометчиво-жадного медвежонка, и обремененные ответственностью не только за собственные животики, но и судьбы отечества, испугались попасть в нехорошую историю. Ведь ВТО – это не кроличья нора, а штука серьезная. Туда с пятачком не сунешься, и просто так не выскочишь.
ВТО объединяет абсолютное большинство стран, входящих в ООН - 155, а из крупных в ней отсутствуют только РФ, Казахстан и Иран. Россия уже более 18 лет пыталась вступить в ВТО, дольше только Алжир – с 1987 года. Делегацию России по вступлению России в ВТО возглавил главный переговорщик Минэкономразвития Максим Медведков. Наиболее трудно шли переговоры с Евросоюзом, США и Китаем. Особенно с США, целых 6 лет, в том числе из-за ножек Буша и защиты прав интеллектуальной собственности. Какое-то время процесс тормозила Грузия из-за вооруженного конфликта с Россией. Много времени заняла подготовка, чтобы соответствовать критериям ВТО и минимизировать потери от присоединения - постепенно подтягивать внутренние цены к уровню мировых, а также вносить изменения в законодательство.
Начавшийся в 2008 году мировой финансовый кризис наглядно показал, что проблемы свободной торговли отодвигаются на второй план, в то время когда большинство стран вынуждены действовать в режиме жесткого регулирования национальных экономик.
Потом принялись создавать Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном. Чуть позже решили, что не надо нам вступать в ВТО: и так обойдемся. И вот, наконец, надумали, что все-таки будем вступать сразу всем Таможенным союзом, поскольку этот хитрый маневр правилами ВТО не возбраняется. Жалко было выбрасывать на ветер потраченные время, деньги, усилия и нервы чиновников. И вообще попасть в ВТО надо было просто по определению, потому что уже почти все страны туда вступили, и так не хотелось выглядеть изгоями в глазах мирового сообщества.
Пока готовились, вступали, вступили и ратифицировали протокол, неожиданно потерялся экономический и социальный смысл достигнутого результата. И это досадное недоразумение произошло не в сытое спокойное время, а прямо по ходу нового экономического кризиса. Есть от чего призадуматься. Как-то вдруг истончали плюсы и все отчетливее стали проявляться минусы. И нет великой радости от содеянного, а все больше тревоги и неопределенности. Даже медведи хотя еще в большинстве, но по сути уже в одиночестве.
Голоса депутатов разделились резко и недвусмысленно. Для одних Всемирная торговая организация, будто медом намазана, для других - хуже горькой редьки. А иначе и быть не могло, ведь государственные СМИ обсуждали, какие угодно проблемы, кроме присоединения России к ВТО. Внятной дискуссии в обществе не было, и до сих пор мало кто понимает, как нас затащили в эту нору, и чем все это кончится.
Стыдно признать, что РФ сегодня не готова стать полноценным членом ВТО. Главным образом потому что за последние 20 лет не была проведена модернизация экономики. Многие отрасли разрушены или находятся в состоянии деградации, крайне изношены основные фонды. Китай, Индия, Германия и Франция вначале модернизировались, повысив конкурентоспособность своих товаров, а уже потом вступили в ВТО.
Развитые страны быстро завалят российский рынок своими товарами и нанесут сокрушительный удар по отечественному автомобилестроению, машиностроению, легкой промышленности и многим другим отраслям. При этом наивно ожидать значительного снижения цен и повышения качества импортируемой продукции. Особенно пострадает АПК. Из 25 тысяч отечественных сельхозпредприятий на современном уровне работает чуть более 1%, а более 50% производственных фондов изношено.
По расчетам экспертов, Россия в целом после присоединения к ВТО будет терять в четыре раза больше, чем получать. Условия вступления РФ в ВТО содержат меры смягчения по отдельным отраслям экономики за счет государственной поддержки и постепенного снижения импортных пошлин, например, сельскому хозяйству и автомобилестроению. Но эти меры дадут лишь сравнительно небольшую передышку, а вылечить вывихи и устранить дефекты экономики не позволят.
Украина, вступив в ВТО раньше России, констатирует, что ее АПК не получил никаких выгод от этого, зато сало теперь на 40% импортное, что задевает самолюбие тамошних потребителей.
Кто же выиграет в России от вступления в ВТО? Главным образом, крупный бизнес. Говорят, металлурги, производители минеральных удобрений и крупные торговые сети. Если, конечно, выдержат конкуренцию. Для России откроется американский рынок, повысится ее международный имидж, в экономику, возможно, придут иностранные инвестиции… Возможно, но не факт.
Кто проиграет? Вся, пока еще недобитая отечественная экономика, кроме сырьевых отраслей, химической и металлургической промышленности. И простые обыватели, вынужденные платить больше за продукты питания, газ, электроэнергию, услуги ЖКХ, бензин, транспорт, медицину и образование.
Так зачем мы пришли в ВТО? В чем заключается большой-большой секрет для маленькой такой компании? Может быть, бывший министр финансов Алексей Кудрин может ответить? Он ведь все почти знает и в прогнозах редко ошибается. Очень оперативно выступил с одобрением ратификации Госдумой протокола о присоединении РФ к ВТО. Видимо его командировка в оппозицию завершается.
Мнение депутата Госдумы от КПРФ Сергея Решульского, приведенное агентством Прайм, оригинально и не лишено рационального зерна. Он считает, что Россию готовят на роль необычного потребителя: важно не только то, чтобы покупала как можно больше, - важнее всего, чтобы она ничего не производила.
А первый заместитель бюджетного комитета Госдумы Оксана Дмитриева пока не знает тайного смысла, зачем России такое несвоевременное вступление в ВТО. Она заявила, что ей в целом непонятно, какие отрасли в результате вступления в ВТО выигрывают, чего мы добились и чего мы отстояли? Можно предположить, что вступление в ВТО для России сейчас, по крайней мере, поспешно: у нас нет расчетов, прогнозов, доказательств. Выгоды не просчитаны не только количественно, но даже вербально не обозначены.
Мы тоже не знаем, в чем состоит большой секрет для маленькой такой компании, и даже не будем догадываться.