Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 25(317) от 05.07.2012

Пьянству - отбой!

, 17:48

Очередное повышение акцизов на крепкий алкоголь с июля 2012 года подаётся как часть антиалкогольной кампании. Хотя многие эксперты видят в происходящем лишь передел водочного рынка, проходящий под завесой фальсифицированной статистики. А польза кампании для населения сомнительна, поскольку влечёт за собой возрождение чисто советских промыслов: самогоноварения, ночных спекулянтов и водки в багажниках такси.

Здоровье ни при чём

С 1 июля бутылка водки не может стоить в рознице дешевле 125 рублей, поднявшись в цене на 28%. Это уже вторая за год индексация акцизов (обычно она происходит единожды – в январе), а в Роспотребнадзоре не скрывают намерения постепенно довести минимальную цену бутылки водки до 300 рублей. Уже год в стране действует запрет на продажу спиртного крепче 5 градусов с 22 до 8 часов, а с 1 января 2013 года нельзя будет купить пиво в ларьках и палатках. В стадии обсуждения идеи запретить продажу алкоголя в жилых домах, увеличить «возраст приобретения» до 21 года, сажать в тюрьму нетрезвых водителей и возродить советскую систему ЛТП. В некоторых регионах уже пошли дальше: в Чечне, например, водку и коньяк можно купить лишь с 8 до 10 утра.

И противники, и сторонники кампании сходятся на том, что самая серьёзная из действующих мер – запрет на продажу спиртного ночью. Однако на деле эту меру нетрудно обойти. Например, в сибирских городах, придумали схему: фирма берёт у вас в долг 250 рублей под залог бутылки водки. Также законом не запрещено в ночные часы передавать вам водку в дар. Правда, при этом вы должны приобрести брелок или зажигалку за те же 250 рублей.

– Мера с запретом может работать только в крупных городах, – говорит нарколог Павел Мошков. – Неужели в посёлке с населением в тысячу жителей Марья Ивановна не продаст ночью бутылку Иван Степановичу, которого знает со школы? К тому же провинция по мере удорожания водки переходит на самогон, от производства которого бюджет не получает ни копейки. Даже в мегаполисах у ночных магазинов дежурят тёмные личности с огромными сумками, у которых спиртное стоит вдвое дороже обычной цены. Появились фирмы такси, развозящие спиртное по ночам. При желании выпить можно в любое время суток. Другое дело, что не каждый будет пользоваться рискованными схемами, кто-то просто пойдёт домой спать. Зато завтра он создаст дома запас. А для многих людей наличие в квартире спиртного – это само по себе толчок к запою. Всё чаще слышу такие истории от пациентов: сидел дома, скучал, в баре стояло...

Согласно официальной статистике, к моменту старта антиалкогольной кампании на каждого россиянина приходилось 18 литров чистого спирта в год. По словам начальника отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Александра Немцова, эту статистику специально завысили, чтобы потом отчитаться о снижении. Якобы уже на следующий год потребление снизилось до 15 литров. Но такого результата не удавалось добиться даже во времена горбачёвской кампании в конце восьмидесятых годов. При талонной системе, двукратном удорожании спиртного, закрытии половины точек продажи и торговле с 14 часов удалось снизить потребление на 3 литра лишь через 2,5 года. Сегодня реальное потребление алкоголя в России вряд ли выше 12–13 литров. Причём снижение началось с 2002 года, задолго до начала нынешней кампании.

– Снижение уровня алкоголизма в обществе начинается без всякой рекламы, когда у людей появляется возможность зарабатывать, заниматься спортом, иметь увлечения, – говорит психолог Людмила Крапухина. – В мегаполисах непьющим быть модно, это слагаемое успеха. В новогоднюю ночь на улицах пробки, а десять лет назад приехать в гости на машине и не пить считалось маразмом. Такие наблюдения важнее статистики, тем более что снижение потребления не обязательно делает нацию здоровее. В средиземноморских странах пьют до 17 литров в год, но смертность от цирроза печени там ниже в 10–12 раз.

Город принял

В риторике властей по проблеме алкоголизма не встретишь слов о культуре пития, о переориентации на слабоалкогольные напитки. Вместо этого развёрнута борьба с «пивным алкоголизмом», которая не ведётся ни в одной европейской стране. Многие деятели нуждаются в пиаре, а алкоголизм для этого – лучшая тема. В результате может получиться, что 20-летний парень, отслуживший в армии и имеющий двоих детей, будет просить старших купить ему бутылку пива.

– У понятия «алкоголизм» есть чёткие медицинские признаки, при помощи пива заболеть им очень непросто, – говорит Павел Мошков. – Вместо того чтобы создать условия для появления в стране недорогого качественного вина, на эту тему принимаются абсурдные законы. Все ведь знают, что во Франции и Испании отличные вина стоят 2–3 евро за бутылку, за 6–7 евро – это уже шик. Тем не менее в России принят закон, ограничивающий возможности импорта вина дешевле 15 евро. Кому это выгодно? Крупным импортёрам, которые создают дочернее предприятие во Франции, продают сами себе 2-евровое вино за 20 евро, потом ввозят его в Россию, а прибыль остаётся за границей. Поэтому большинству россиян доступны только порошковые компоты, которые эти же импортёры разливают внутри страны.

Пиво вряд ли может потеснить водку на рынке: с 1991 года потребление пенного напитка выросло в пять раз, а водки – снизилось всего на 10%. Зато вино могло бы стать реальной заменой «беленькой» – об этом говорит советский опыт. Когда виноградарство развивали при Брежневе или уничтожали при Горбачёве, потребление водки изменялось параллельным курсом.

– Сегодняшние меры антиалкогольной кампании не выгодны ни бюджету, ни гражданам, – говорит экономист Андрей Близнец. – Например, 85% магазинов, продающих алкоголь, находятся в жилых домах и пристройках к ним. Если лишить эти «точки» лицензии на алкоголь, они будут массово закрываться, поскольку торговля спиртным приносит малому бизнесу 30-50% прибыли. Пожилым людям придётся ездить за хлебом за три квартала, вырастет безработица. Кому выгодна ситуация? Гипермаркетам, универсамам.

Директор Центра исследований федеральных и региональных алкогольных рынков Вадим Дробиз отмечает, что в 2010–2011 годах вдвое сократилось число водочных производителей – исчезли «мелочь» и «середняки». Монополизация рынка в интересах крупных операторов позволяет им не замечать даже растущей доли суррогатов. До 40% водки в стране является суррогатной, причём большую её часть составляет продукция легальных заводов, произведённая в «третью смену». При этом производство самогона вскоре может достигнуть советских 500 млн. литров в год.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram