Иранский узел: почему так резко выросли цены на нефть
4 июля 2012, 08:56 [«Аргументы Недели», Александр Карпов ]
Цена нефти марки Brent во вторник днем впервые с середины июня превысила психологически важную отметку $ 100 за баррель. А ведь еще совсем недавно она упала до $90, изрядно напугав российское правительство, принявшееся спешно изобретать оригинальные методы трансформации бюджета в условиях глобального экономического кризиса.
Почему всего за неделю цена нефти на мировых рынках внезапно подпрыгнула на 10-12%.
Основные факторы, влияющие на снижение нефтяных котировок нам хорошо известны. Это - замедление темпов роста мировой экономики, кризис Еврозоны и превышение предложения над спросом, вызванное сознательными действиями Саудовской Аравии и ее союзников по ОПЕК, резко увеличившими с мая объем добычи и запасов черного золота. Под благовидным предлогом снижения мировых цен на нефть ради общего блага находящихся в состоянии рецессии стран Евросоюза они усиливают давление на Иран согласно стратегическим планам США, а заодно устраняют конкурента на европейском рынке.
ЕС долго сопротивлялся настойчивым увещеваниям Вашингтона отказаться от иранской нефти. Ведь США ее не покупают, а Евросоюз потреблял около 20% иранского экспорта. При этом 68% европейского импорта иранской нефти приходилось на Грецию, Италию и Испанию.
Наконец, так долго ожидаемое событие свершилось. Совет ЕС по иностранным делам подтвердил 29 июня свое решение от 23 июня о введении эмбарго на импорт иранской нефти в страны Евросоюза с 1 июля. Далее последовало официальное заявление, что запасов нефти накоплено достаточно, и Европа может обойтись без этих поставок четыре с половиной года.
Иран в долгу не остался. Он еще раньше прекратил в одностороннем порядке поставки нефти в Грецию, испытывая на прочность позиции ЕС. Для предотвращения последствий нефтяного эмбарго Иран создал стабилизационный фонд в размере $14 миллиардов. Министр нефти Ирана Ростан Кассеми заявил, что запрет на импорт иранской нефти никак не отразится на экономике его страны и нанесет вред самим западным странам. Иран готов переориентировать свой экспорт в направлении Китая и стран Юго-Восточной Азии.
В понедельник комитет по национальной безопасности и внешней политике парламента Ирана представил проект закона, предполагающего введение запрета на провоз нефтепродуктов через Ормузский пролив в качестве контрмеры против ужесточения экономических санкций со стороны Запада. Если парламент утвердит законопроект, он должен быть одобрен Советом стражей революции, имеющим право вето.
Ормузский пролив соединяет Персидский залив и Оманский залив Индийского океана и является основным транспортным каналом экспорта нефти и газа, в том числе в США. Северное побережье пролива находится под контролем Ирана, а южное – Саудовской Аравии и Омана. Через Ормузский пролив осуществляется около 35% мировых перевозок нефти. В прошлом году через него проходило до 17 миллионов баррелей нефти в сутки из Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта и Ирака, а также почти весь сжиженный газ из Катара.
Саудовская Аравия – крупнейший экспортер нефти в мире, заранее подготовила запасной маршрут поставок, расконсервировав нефтепровод, который даст ей возможность поставлять нефть потребителям непосредственно с терминалов, расположенных в Красном море.
Также заранее, но по- своему, готовятся и США, направившие на помощь Пятому флоту, несущему патрульную службу в Ормузском проливе, четыре минных тральщика.
Иран производит 3,5 миллиона баррелей нефти в сутки, являясь вторым по объему производства государством в ОПЕК после Саудовской Аравии. Обострение военно-политической обстановки вокруг Ирана в случае его попыток осуществить угрозы, связанные с блокированием Ормузского пролива, быстро разгонит маховик мировых цен на нефть в сторону увеличения.
Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард считает, что мировые цены на нефть могут подняться на 20-30% в случае прекращения поставок иранской нефти. Неожиданный и резкий рост цен будет иметь серьезные последствия для мировой экономики до тех пор, пока другие страны-экспортеры не сумеют восполнить этот пробел.
Если сценарий быстрого роста цен на нефть осуществится, Россия сможет на какое-то время перевести дух. В противном случае рынок стабилизируется на текущих отметках. В более длительной перспективе вероятен период существенного снижения мировых цен на нефть в том числе, в качестве инструмента экономического и политического давления на страны-экспортеры, стремящиеся проводить самостоятельную политику.