Российские власти спустя 20 лет после вступления страны из состояния развитого социализма в эпоху дикого капитализма сумели преодолеть комплексы, связанные с ваучеризацией (и последующим фактическим разграблением) народного хозяйства. Курс на приватизацию-2 взят прочно и бесповоротно — об этом говорят не только утвержденные масштабные планы правительства, но и уверенные заявления первых лиц государства.
При этом власти изо всех сил пытаются дистанцироваться от приватизации первого разлива, до сих пор вызывающую гнев обманутого населения. Выступая на очередном Петербургском экономическом форуме, президент России Владимир Путин заверил, что запланированная распродажа госсобственности пройдет на открытых условиях, чтобы быть принятой обществом и не повторить ошибок начала 90-х.
«Для нас очевидно - новая приватизация должна быть, безусловно, принята российским обществом. Это значит - она должна быть понятной, честной и справедливой, должна быть основана на открытой, конкурентной продаже государственных активов, причем, лучшему покупателю и по реальной цене», - заявил президент.
По словам В. Путина, «только соблюдая все эти принципы, можно обеспечить адекватное поступление в бюджет средств от приватизации и получить эффективных собственников, заинтересованных в развитии производства».
Все это очень хорошо и справедливо, но пока, к сожалению, только на словах. Даже сам президент посетовал, что «последние шаги в этом направлении тоже показывают, что с тех пор мало что изменилось». И в то время, как президент требует от продажи госсобственности максимальной отдачи для государства, эта самая собственность продается способами и методами, далекими от понятий «честный» и «справедливый».
Характерным примером здесь может служить сделка по продаже государственной доли в Первой Грузовой Компании (ПГК) — крупнейшем в стране операторе железнодорожных перевозок, владеющей парком из 200 тыс. вагонов. Ее приватизация готовилась почти 6 лет — и закончилась в конце прошлого года совсем не в пользу государства.
А дело было так. В 2005 г. РЖД решила, как поступить со своим грузовым парком: передать почти все вагоны новой «дочке», а в 2007 г. продать до 49% ее акций, выручив до 4,5 млрд долл. Но создание ПГК затянулось, планы менялись, и вот наконец к 2011г. было принято решение продать 75% минус 2 акции на аукционе.
Разумеется, государство было заинтересовано в получении максимальной прибыли за лакомый актив. И поначалу все выглядело пристойно — в борьбу за ПГК включились солидные компании, и борьба обещала развернуться нешуточная.
Правда, момент был выбран не очень удачный — волатильные посткризисные рынки как раз пошли на спад, и глава РЖД Владимир Якунин допускал, что приватизация столь солидного грузового актива в такой момент вызовет нарекания.
«Сегодня рынок низкий, а при нарастающей экономической неопределенности можно быть уверенным, что он будет еще ниже. В этих условиях не исключаю, что решение о продаже какого-либо имущества, тем более относящегося к сфере грузовых перевозок, может оказаться под прицелом критики с точки зрения реальной стоимости», – заявлял топ-менеджер за две недели до торгов. Но, тем не менее, конкурса не отменил — РЖД «очень деньги нужны» были именно в тот момент.
Между тем, шансы неплохо продаться у ПГК все-таки были высокие — в жаркой схватке на аукционе грозили сойтись небезызвестный владелец трейдера Gunvor Геннадий Тимченко и самый богатый человек страны, владелец НЛМК Владимир Лисин. У обоих были свои виды на ПГК, и фаворитом считался именно Тимченко с его «Трансойлом». Противостояние двух олигархов было на руку и РЖД, и государству — в упорной борьбе цена за выставленный пакет могла существенно возрасти.
Многообещающая драма в последний момент закончилась громким пшиком, сильно удивившим и прессу, и аналитиков. Торги, проходившие почти в военной атмосфере (телефоны в зоне проведения торгов глушились, прессу попросту не пустили в зал), завершились всего за две минуты. Аукцион неожиданно выиграла НТК Владимира Лисина, совершив всего один шаг от стартовой цены. Финальная цена лота составила 125,5 млрд руб. - сумма, весьма далекая от тех 6 млрд долл., которые планировали выручить РЖД (В.Якунин за год до аукциона оценил всю ПГК в 8 млрд долл.).
При этом самый богатый человек страны (согласно рейтингу журнала Forbes) заплатил фактически минимальную цену за контроль над крупнейшей грузовой железнодорожной компанией. Минимальные шаги в аукционе были определены на уровне 500 млн руб. - но для первого шага было сделано исключение: его минимум был определен на уровне 125 млн руб. Будучи выставленным за 125,375 млрд руб., пакет акций ПГК ушел за цену, превышающую стартовую на эти самые 125 млн. Два конкурента – ООО «Трансойл» Геннадия Тимченко и ЗАО «Нефтетранссервис», подконтрольная Алексею Лихтенфельду и, по некоторым данным, Вячеславу и Вадиму Аминовым – при этом никаких действий не предприняли.
Чудеса, произошедшие на конкурсе, иначе как сговором двух олигархов объяснить нельзя. Скорее всего, В. Лисин заранее договорился с Г. Тимченко, и тот фактически уступил ему право на компанию, доля которой в объеме перевозок по сети российских железных дорог составляет 22,5%.
То, что цена могла быть существенно выше, а участники конкурса серьезно готовились к нему, не вызывает сомнений. К примеру, перед конкурсом совет директоров НТК выделил на покупку пакета «дочки» РЖД 200 млрд руб., «Нефтетранссервис» - 300 млрд руб., ну а «Трансойл» и вовсе «заложил» на это аж 500 млрд руб. Но аукцион закончился, фактически не начавшись.
Несмотря на явные признаки сговора и непрозрачность процедуры, результаты аукциона быстро были признаны действительными, окончательными и пересмотру не подлежащими. Ни проигравшие, ни глава РЖД В.Якунин толком не возражали против них — не говоря уже о победителе, оторвавшего неплохой госкусок по практически бросовой цене. Более того — сейчас РЖД всерьез подумывает о том, чтобы продать оставшиеся почти 25% акций тому же Лисину по цене, примерно соответствующей тому скандальному аукциону. Такая вот получилась приватизация современной «Версии 2.0».
«Более того – возникает ощущение, что на объявленную властями приватизацию у РЖД есть свои планы, и прозрачная продажа подконтрольных ему активов в них не входит. Так, если ПГК была продана подозрительно быстро и без сопротивления, то продажа другого похожего актива – «Трансконтейнера», - с подачи глав РЖД вот уже более года затягивается под различными благовидными предлогами.
Недавно же правительство утвердило план приватизации на 2012-2013 гг., в том числе и 25% РЖД. В.Якунин отреагировал немедленно, заявив, что в указанные сроки это сделать невозможно. Ближайшим сроком он считает 2015 г. Ну а там, как говорится, «либо ишак сдохнет, либо падишах…».
Впрочем, правительство, будучи основным акционером, может принять решение о продаже и без согласия РЖД. «Будем думать, что будем делать», - говорит В.Якунин. Предположить ход мысли нетрудно – глава РЖД в затягивании приватизации по компьютерной терминологии уже достиг «80-го уровня».
Если же вернуться к истории с продажей ПГК, то она сильно напоминает анекдот про бизнес по-русски: украсть ящик водки, водку вылить, бутылки сдать, на вырученные деньги — напиться. Вот только если правительство под новой честной и прозрачной приватизацией, одобренной обществом, подразумевает подобные схемы, то становится совсем не смешно. А если вспомнить, что проданное и выставляемое на продажу было создано на деньги налогоплательщиков, а продается олигархам за бесценок — становится и вовсе грустно.