Аргументы Недели → Экономика

Россию опять поставили на грань топливного коллапса

, 11:25

Федеральная служба надзора в сфере транспорта с 10 мая ввела запрет на перевозку нефти и темных нефтепродуктов в цистернах для перевозки светлых нефтепродуктов. Из перевозок сырья таким образом выбыло более 30% парка.

Цистерны для перевозки темных и светлых нефтепродуктов различаются по весу и объему: светлые нефтепродукты имеют меньшую плотность, поэтому цистерны для их перевозки легче и более вместительные. Нарушение правил приводит к авариям. «Если заливать туда нефть, то общая нагрузка на ось грузовой тележки будет больше допустимой, что может спровоцировать излом», - объяснили «Ведомостям» грузоперевозчики.

Но наложенный запрет грозит недопоставкой нефти на крупнейшие НПЗ страны, срывом производственной программы всех нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий и, как следствие, - недопоставками топлива российским потребителям.

Роснефть, Лукойл, Газпром нефть, ТНК-ВР и Башнефть уже в среду обратились к исполняющему обязанности министра транспорта Игорю Левитину с просьбой отложить введение запрета на 1 августа, утверждают журналисты, ссылаясь на компании.

Уже есть первые пострадавшие: вчера нефтяная компания «Альянс» сообщила о вынужденной остановке одной из установок первичной переработки нефти на Хабаровском НПЗ. Альянс срочно предупредил Минэнерго о возможном сбое поставок моторного топлива по  всему Дальневосточному региону: если ситуация не изменится, в течение трех суток Хабаровский НПЗ может быть полностью остановлен.

У Комсомольского НПЗ «Роснефти» похожие проблемы, утверждает источник издания, близкий к Транснефти: «С конца майских праздников отгрузка на станции Уяр (с нее идет снабжение и Комсомольского, и Хабаровского НПЗ) упала примерно втрое». Запаса прочности Комсомольского завода хватит на пару недель, предупреждает газета.

Проблемы с поставками испытывают и уфимские НПЗ «Башнефти».

В остальных компаниях, которые еще не ощутили сокращения отгрузки, «что будет завтра, никто не знает: ситуация нарастает как снежный ком».

«Распоряжение свалилось как снег на голову, никаких предварительных консультаций с компаниями по этому вопросу не было», — цитирует нефтяников издание.

Однако получивший письмо Минтранс пересматривать сроки запрета на использование цистерн пока не намерен: «Есть правила перевозок грузов, и нужно их придерживаться».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram