> «Глупо продлевать агонию советского автопрома!» - Аргументы Недели

//Экономика

«Глупо продлевать агонию советского автопрома!»

16 мая 2012, 17:03 [ «Аргументы Недели» ]

Фото с auto.ru.msn.com

Сегодня с конвейера АвтоВАЗа торжественно съехал 27-миллионный автомобиль. Именинником стала «Лада Приора» c кузовом хетчбек, цвет «снежная королева». А ведь российский автопром мог выпускать что-то более приемлемое, если бы нанял управленцев с мировым именем из других стран (так поступают, скажем, и в нашем футболе). Ведь во времена кризиса весь мир поступает подобным образом, а у нас опять свой путь. Специально для «АН» на вопрос «Почему Путин не пошел по пути, по которому идут крупнейшие автомобильные компании мира?» отвечают…  

 

Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России: 

«Наши люди откажутся от чего угодно, лишь бы купить машину»

- За последнее время российский автопром  распался на две части. Первая – это старый советский, сохранившийся еще с доперестроечных времен. По большому счету, в нем мало что изменилось: как он не был заточен на потребителя, так и остается «вещью в себе». Поэтому даже в условиях еще не вполне сформировавшейся рыночной экономики он все больше и больше теряет позиции, а спрос на эти изделия неуклонно падает. Так что та часть автопрома, которая связана с советской историей и не содержит иностранные инвестиции, будет попросту агонизировать. Тем более что будут ужесточаться требования и по экологии, и по безопасности машин. Если этому следовать, то волей-неволей придется повышать цену, а это уже выход из определенной ниши, в которой эти машины еще как-то пользуются спросом. Здесь сразу можно попасть в серьезную борьбу с зарубежными аналогами. Продукция другой части, в которой присутствуют инвестиции  (то есть производство иномарок на территории РФ), будет пользоваться спросом, и здесь есть определенные ресурсы для развития. Государству было бы глупо вмешиваться в эту сферу и защищать одну часть автопрома за счет другой, то есть пытаться продлевать агонию. Причем, это будет сопровождаться еще большей социальной напряженностью и экономическими неурядицами. Надо понимать, что в России своя специфика, и я бы не сказал, что автомобиль у нас – это не предмет первой необходимости. Многие наши люди откажутся от чего угодно, но купить машину готовы всегда - либо как только появится возможность взять кредит, либо истратив на автомобиль чуть ли не последние накопления.  

Владимир Федоров, член Совета федерации от законодательного собрания Республики Карелия, начальник Главного управления ГАИ в 1990-2003 годах:

«Как такового у нас российского автопрома никогда и не было»

- Без привлечения иностранных технологий у нас ничего не выйдет. Меня очень смущает то, что все заводы опять кучкуются в европейской части России, а ведь давно пора охватить и Сибирь, и Дальний Восток, тем более что вполне достаточно мощностей бывших «оборонок» и специалистов. К сожалению, наш автопром пока не очень-то изменился. Но теперь к нему (так говорит и наш президент) надо причислять и те заводы на нашей территории, где производятся автомобили известных иностранных марок. Кстати, а кто нам раньше ставил тот же ГАЗ? Именно «Форд». ВАЗы – это «Фиат», а «Москвич» - это, извините «Опель». Как такового у нас российского автопрома никогда и не было. И, тем не менее, раз эти автомобили  производятся на нашей земле нашими людьми, значит, это наш автопром! Но, к сожалению, если говорить о традиционном советском автопроме, то мы не видим у него каких-то новых моделей. Как застыли «Жигули» на «десятке», так дальше никуда не едут… Мы десятками лет выпускали одни и те же модели, и это всегда было нашей бедой.

Игорь Юргенс, вице-президент РСПП

«Следуя заветам Полиграфа Полиграфовича Шарикова…»

- Помощь государства нашему многострадальному автопрому просто не знает границ! По-моему, этим средствам можно найти более достойное применение, а именно: нужно взять деньги и, следуя заветам Полиграфа Полиграфовича Шарикова, поровну поделить среди рабочих того же АвтоВАЗа. С тем, чтобы рабочие попробовали бы применить свои усилия уже в другой сфере деятельности. Ведь начальный капитал у них теперь будет, так что можно и свое дело открыть – хотя бы по производству автозапчастей для автомобиля «Жигули».

Сергей Глазьев, заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС, доктор экономических наук, профессор,  академик РАН:

  «Создать лучший в мире автомобиль»

- Надо поставить задачу: создать лучший в мире автомобиль (хотя бы в каком-то одном классе), и начать ее решать, как это делают, например,  китайцы. Все в мире используют новые технологии, вот и нам нужно делать это. Я думаю, что нам это по силам. Ведь есть же множество интересных проектов, начиная от стандартных автомобилей и заканчивая электромобилями с использованием технологий лунохода. Все это уже находится в опытных образцах, так что надо не пытаться латать дыры, а сразу брать курс на технику нового поколения. 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте