Технический сбой - реальный фактор риска российского фондового рынка
16 мая 2012, 00:30 [«Аргументы Недели», Александр Карпов ]
В основном секторе фондового рынка ММВБ-РТС 23 апреля в результате технического сбоя были остановлены торги. Это была уже вторая с 19 декабря прошлого года серьезная техническая проблема. На этот раз положение было признано чрезвычайным.
ФСФР негодовала и жаждала крови, а члены Совета директоров биржи недвусмысленно заявляли о том, что в исполнительном руководстве обязательно полетят чьи-то головы. Оставалось найти причины из ряда вон выходящего события, найти и наказать виновных.
Прошло уже достаточно времени, и вот 14 мая совет директоров ММВБ-РТС собрался для того, чтобы обсудить вопросы, касающиеся апрельского ЧП, кому надо «намылить шею» и успокоить общественность. Короче, закрыть тему.
Заседали очень долго, а затем председатель совета ММВБ-РТС, он же заместитель председателя Банка России, Сергей Швецов сделал заявление, в котором ничего сказал о принятии каких либо кадровых решений по руководству биржи и о причинах сбоя.
Мы, наивные люди, полагали, что если биржа на следующий день после остановки заработала, значит, причина технического сбоя установлена. Ведь, чтобы сломавшийся автомобиль снова поехал надо знать причину неисправности, а затем его ремонтировать. Если понадобится, купить новые запчасти, а может быть, взять и уволить водителя, если тот ездить не умеет, потому, как права купил или лихачит почем зря. И на бирже, думали мы по своему скудоумию, проблемы решаются аналогичным образом. Программа дала сбой – отрегулировать, оборудование не тянет – купить новое. За каждое направление кто-то отвечает - и исполнители, и руководители. Поскольку трудно представить себе злоумышленника, который может своими действиями остановить биржу, мы подумали, в первую очередь, о программном сбое, а значит виновато IT-руководство.
Но биржа механизм более сложный, чем автомобиль. Простым людям в нем не разобраться, ведь даже директорам так и не удалось докопаться до правды. Хорошо, причины технического сбоя пока покрыты мраком неизвестности, но по факту события ведь можно было кого-то привлечь к ответственности? По справедливости, конечно, можно, а по закону никак не получается.
Поэтому президент ММВБ-РТС Рубен Аганбегян демонстрирует уверенность. Ведь ему и топ-менеджерам биржи ничего не угрожает, потому что в их трудовых договорах не предусмотрены какие-либо штрафные санкции, а только бонусы.
«На ММВБ вообще нет штрафов, при этом существует бонусная система, которая недавно изменилась. Мы ушли от квартальной премии к годовой, поэтому кадровая комиссия будет принимать решение о возможном снижении бонусов по итогам года», - заявил Аганбегян агентству Прайм. Затем он подчеркнул, что на совете директоров биржи не было принято решение о лишении членов правления бонусов.
Возникает вопрос, что председатель Совета директоров ММВБ-РТС Швецов имел в виду, говоря о неизбежности решения по кадровым вопросам после майских праздников? Может быть, кого-то повысить в должности? Да вроде некуда. Получается он вообще не в курсе, что там, на бирже делается.
ФСФР (Федеральная служба по фондовым рынкам) недовольна бездействием высшего органа управления объединенной фондовой биржи и, затаив обиду ждет - не дождётся вступления в силу закона «Об организованных торгах», который даст ей возможность снимать руководителей бирж, допустивших технический сбой. Пока у нее связаны руки.
В этой истории пострадали только простые участники торгов, в том числе большое количество клиентов Сбербанка, при том, что биржа ММВБ-РТС до сих пор не имеет компенсационного механизма для возмещения потерь, а ее руководство каких либо внятных выводов из происшедшего в декабре прошлого года серьезного сбоя не сделало. Иметь дело с российской фондовой биржей становится небезопасно. Технический сбой становится реальным фактором операционного риска на российском фондовом рынке.