Владимир Потанин, владелец одной из крупнейших российских частных финансово-промышленных групп - закрытого акционерного общества Холдинговая компания «Интеррос» убежден в невозможности организации разовых выплат с приватизационных сделок 1990-х.
«Во-первых, нет соответствующей технологии: с кого брать, как оценивать – непонятно. Не существует технической, правовой и финансовой возможности осуществления этого акта. С точки зрения технологии я точно знаю, что это сделать нельзя», – объяснил он «Газете.Ru».
«Проведение аналогов с другими странами – тоже от лукавого, – объяснил Потанин, ставший в 90-х соавтором залоговых аукционов. – Все приводят пресловутый британский пример постприватизационного платежа. Но его платили компании, которые были приватизированы, а не акционеры. В других странах, где такого рода вопросы поднимались, государство не имело дело с собственниками. Хотя там, конечно, они были более распыленными, у них нет такой проблемы концентрации собственности, как у нас. У нас почти каждое предприятие принадлежит либо государству, либо конкретному предпринимателю, и очень мало предприятий, собственность которых распылена».
«Это невозможно, не нужно и даже вредно. Приватизация 1990-х годов была несправедливой в том смысле, что узкий круг людей стали очень богатыми, а многие люди потеряли очень многое и оказались на черте или за чертой бедности. Это, кстати, было связано не только с приватизацией, но и с обнулением вкладов в Сбербанке, со многими несправедливостями того времени. И изменить это, заплатив деньги, нельзя: нельзя превратить несправедливое в справедливое, заплатив деньги. Поэтому приватизация 1990-х годов навсегда останется несправедливой. Она такой была», – уточняет удачливый бизнесмен.
«Справедливость могла бы состоять в том, чтобы те, кому выпал этот шанс – удача, вели себя социально приемлемо. Во-первых, не выпячивали роскошь напоказ. И я поддерживаю введение налога на роскошь. Во-вторых, чтобы платили все налоги, не использовали никаких схем ухода от налогов. В-третьих, государство может создавать более благоприятные условия для тех бизнесменов, которые работают в сферах, востребованных с точки зрения экономики. Например, там, где есть недоинвестированность», – обещает Потанин.
Закрыть тему несправедливой приватизации 1990-х годов предложил недавно премьер-министр и кандидат в президенты Владимир Путин. Экономисты тут же напомнили о британском windfall tax – налоге на сомнительные приватизационные сделки. В Британии облагали налогом компании, оценивая их по среднему значению чистой прибыли за 4 года после аукциона, умноженному на мультипликаторы (отношение стоимости к прибыли – разные по отраслям), за вычетом суммы, выплаченной на аукционе.