Глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что его ведомство готово поучаствовать в закрытии темы «нечестной приватизации» и рассчитать сумму разового компенсационного взноса. Специально для «АН» на вопрос «Не пора ли отменить срок давности по тем преступлениям «лихих 90-х», благодаря которому все жулики и сегодня чувствуют себя спокойно?» отвечают…
Артем Тарасов, генеральный директор Института инноваций:
«Конфискованную собственность распределят между людьми, стоящими у власти сегодня»
- А куда пойдут эти компенсационные взносы? Боюсь, их тоже «распилят». И как можно оценить, скажем, стоимость Норильского никеля на момент его приватизации? Ведь сегодня это совсем другое предприятие, чем было тогда, и сколько туда вложено идей, сил, средств… Только на этих оценках кто-то очень сильно наживется. Если будет создана специальная оценочная комиссия, то я первым туда пойду работать. Если Счетная палата будет оценивать, что есть преступление, а что нет, я и туда пойду! И буду что-то считать преступлением, а что-то – честной приватизацией. Сегодня в России просто невозможно произвести подобные действия, и я буду рад, если все эти идеи окажутся лишь предвыборным ходом. Иначе это закончится очень плохо для одних и очень хорошо для других. Всем понятно, что конфискованную собственность распределят между людьми, стоящими у власти сегодня.
Татьяна Москалькова, депутат Госдумы, доктор юридических наук, профессор, генерал-майор милиции:
«Поддержать!»
- Это честное, смелое и очень своевременное заявление Сергея Степашина! Считаю необходимым его поддержать. Приватизация была несправедливой, грабительской, крупномасштабным мошенничеством века. Знаю по себе: все мои ваучеры, как и большинства российских граждан, превратились в ничто. Пока все богатства не «утекли», необходимо пересмотреть итоги приватизации.
Борис Березовский, предприниматель:
«Закон обратной силы не имеет»
- Все эти рассуждения Степашина – от лукавого! Равно как и Путина. Это чисто предвыборная агитация. Что касается морально-нравственного вопроса, так он исключительно на совести тех людей, которые и участвовали в приватизации 90-х гг. Кстати, эти годы часто называют лихими, а «лихие» - это значит смелые, свободные!.. Да, по сравнению с подавляющим большинством населения, одни люди получили колоссальные преимущества. Почему? Потому что они оказались дальновиднее других. У меня нет никаких сомнений в том, что все это было законно. Более того, Путин, только-только став президентом, подтвердил законность того, что было сделано. Но слагает ли это ответственность за то, что произошло, с тех людей? Нет, моральную не слагает. Так что это морально-этический, а не правовой вопрос. Если идти еще дальше и говорить, а как поступить, если закон будет изменен на противоположный, а эти действия будут переквалифицированы на нелегитимные, то ответ есть: закон обратной силы не имеет.
Михаил Касьянов, сопредседатель Партии народной свободы, бывший премьер-министр РФ:
«Реально ли это в новых условиях?»
- Проведенная в России крупная приватизация была несправедливой и, соответственно, нелегитимной в глазах россиян. Однако, в связи с крупномасштабным теневым перераспределением собственности, которое в последние годы происходит в России, «старые олигархи» ушли на второй план. Еще будучи главой правительства, я обсуждал с ведущими представителями отечественного бизнеса методы разрешения этой проблемы через выплату крупных компенсаций участниками той приватизации в пользу всего российского общества. Но насколько это реально в новых условиях?..