Россия стала крупнейшим мировым покупателем цитрусовых. Это не только апельсины, мандарины и лимоны, но и многочисленные экзотические фрукты, такие как японские кумкваты, итальянский бергамот и китайское помело. За последние 10 лет импорт цитрусовых в РФ вырос в три раза: с 0,47 до 1,48 млн. тонн. Мы тратим на них 40 млрд. руб. в год.
Почти наверняка яркий и сочный цитрус на вашем столе имеет турецкое, аргентинское, китайское или марокканское происхождение. Из этих краёв к нам везут 80% апельсинов, грейпфрутов и мандаринов. Несмотря на отдалённость регионов произрастания, цитрусовые – еда для России традиционная. Среди всех фруктов по популярности они уступают только яблокам и бананам.
Король этого рынка, как ни странно, не лимон или апельсин. Это – мандарин. В прошлом году мандаринов завезли 650 тыс. тонн. Апельсины вторые (500 тыс. т), затем идут лимоны (200 тыс. т) и грейпфруты (120 тыс. т). Из прочих цитрусовых государственная статистика учитывает лаймы, которых возят – 3 тыс. т в год, поставки остальных – настолько незначительны, что никто не считает. Кстати, на мировом фоне цифры впечатляют несильно. Скажем, общее производство апельсинов на Земле – 70 млн. т в год, только штат Флорида выращивает 8 млн. т в год, Индия – 5 млн., Испания – 2,6 млн. тонн. Выходит – РФ закупает менее 1% мирового урожая апельсинов. Есть куда расти.
Как это принято на российском фруктовом рынке, главный секрет поставщиков цитрусовых – огромные наценки. В магазинах апельсины и мандарины идут по 50–100 руб. за килограмм. Цена производителя – 0,2–0,5 евро за кг (10–20 рублей). Причём столько стоят цитрусовые испанских хозяйств, которые считаются самыми дорогими в мире и постепенно проигрывают конкуренцию значительно менее дорогой марокканской продукции.
Вообще в нынешнем году в мире цены на цитрусовые идут вниз. В Европе резко сократился спрос, у производителей – затоваривание. Тем временем в России весь год импортные фрукты только дорожали. Отчасти это объясняется сельскохозяйственными неурядицами у соседей. Дело в том, что, если апельсины традиционно едут к нам из дальних стран, лимоны и мандарины – из ближних.
Лимоны в РФ – в основном турецкие, мандарины – кавказские. До недавнего времени крупнейшим поставщиком была Абхазия. Но в нынешнем сезоне в этой стране разразилась мандариновая катастрофа. Под Новый год в стране грянули необычайные заморозки, разразился неурожай, поэтому поставки мандаринов в РФ упали с 30 до 10 тыс. т в год. Другая беда у соседней Грузии (основной поставщик мандаринов на Украину и в Белоруссию). В 2011 г. там ожидали рекордный урожай цитрусовых. Но небывалые снегопады заблокировали уборку фруктов.
Что интересно, в отличие от бананов и прочей экваториальной экзотики, цитрусовые можно выращивать на территории РФ. Специалисты называют это «субтропическое земледелие». Для выращивания лимонов и мандаринов подходят часть территории Краснодарского края, почти все земли Адыгеи и значительные площади в Дагестане. Они попадают в категорию субтропиков.
Правда, желающих нашлось немного. В Краснодарском крае лимоны выращивают шесть хозяйств, в Адыгее – одно. Дело не в риске: урожаи в этих краях можно снимать хорошие. Проблема в отсутствии традиций. В СССР ещё в 1960-е гг. свернули развитие промышленного цитрусоводства на Юге страны (оно существовало там в 1930–1950-е гг.). Поэтому сейчас у аграриев нет ни опыта, ни сортов, адаптированных к местному климату. Кстати, о сортах. Крупнейшая в Европе тепличная плантация цитрусовых работает в Уфе. Это уфимский лимонарий – учебно-опытное хозяйство при лесхозакадемии. В теплицах – 2,3 тыс. лаймовых деревьев, урожай – 20–25 т в год. Главное: это единственная площадка, где выводят новые, адаптированные для РФ цитрусовые сорта. Правда, сейчас лимонарий на грани закрытия. Его задушила нещадно дорожающая коммуналка. Обогрев и полив растений влетают в копеечку, в результате себестоимость 1 кг тепличных лимонов – выше 400 рублей.