Белорусская железная дорога прогнозирует рост объемов грузоперевозок в ЕЭП
21 января 2012, 18:13 [«Аргументы Недели», Герман Напольский ]
В 2011 году наблюдалась устойчивая тенденция роста объема грузоперевозок по Белорусской железной дороге в рамках Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана (ТС).
Всего по белорусской магистрали в сообщении со странами-участницами ТС было перевезено 62 млн. т грузов, что превысило уровень 2010 года на 16,6%. В том числе объемы перевозок грузов на экспорт в Россию и Казахстан увеличились на 32,3% к уровню 2010-го. Транзит грузов по Белорусской железной дороге в сообщении со странами-участницами ТС возрос в прошлом году на 11,7%.
Как сообщили журналистам в пресс-центре Белорусской железной дороги, в 2011 году с участием железных дорог Белоруссии, России и Казахстана успешно развивались и контейнерные перевозки – по белорусской магистрали контейнерными поездами было перевезено более 164 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ) или 106,3% к уровню 2010 года. Наряду с уже курсировавшими поездами («Пежо-Ситроен», «Фольксваген-РУС», «Восточный ветер», «Казахстанский вектор», «Монгольский вектор») в 2011 году были организованы перевозки грузов контейнерными поездами по ряду новых маршрутов: из Чунцин (Китай) в Дуйсбург (Германия), из Западной Европы в Москву и Нижний Новогород и др.
Создание Таможенного союза и введение единых подходов к таможенному оформлению и контролю, позволило усовершенствовать данные процедуры при транзите грузов, в том числе, железнодорожным транспортом. Благоприятные предпосылки для организации транзитных перевозок через Беларусь создало вступление в силу Таможенного кодекса ТС и отмена необходимости осуществления таможенного оформления товаров при их перевозке в сообщении между Беларусью, Россией и Казахстаном. При ввозе через белорусский участок внешней границы ТС грузов, следующих транзитом через страны-участницы Таможенного союза, их таможенное оформление на белорусско-российской и российско-казахстанской границе не производится. В таможенном отношении грузы оформляются только один раз – на белорусском участке внешней границы ТС. Данные меры позволили значительно сократить количество оформляемых грузовладельцем сопроводительных документов, а также ускорить оформление товаров и транспортных средств как на станциях отправления при приеме грузов к перевозке, так и при передаче их через межгосударственные погранпереходы.
Новые перспективы развития грузоперевозок открывает начало функционирования на территории Белоруссии, России и Казахстана с 1 января 2012 года Единого экономического пространства (ЕЭП). Планируется, что с дальнейшим развитием ЕЭП таможенное оформление грузов можно будет осуществлять в любой точке единого таможенного пространства, независимо от места юридической регистрации грузовладельца. Это позволит расширить спектр услуг, предоставляемых Белорусской железной дорогой грузовладельцам и создаст условия для увеличения объемов перевозок грузов.