В разгаре зимы Министерство сельского хозяйства вдруг вспомнило о давнем обещании вплотную заняться поливом полей. Мелиорация действительно – дело государственной важности. Если толково ухаживать за угодьями, урожай зерновых вырастет в 1,5 раза.
В Китае орошают 80 млн. га полей, в Индии – 70 млн. гектаров. Россия таких показателей не достигала никогда. В 1980-х гг. в РСФСР мелиорировали 11 млн. гектаров. На 6 млн. га – почвы орошали, на 5 млн. га – осушали. Правда, на 80% мелиорируемых земель в РСФСР выращивали не хлеб, а корма для скота.
Если верить Минсельхозу, с 1980-х гг. площади мелиорируемых земель сократились не сильно – до 9 млн. гектаров. Вот только неясно, на какой планете чиновники обнаружили эти цифры. Как показала Сельскохозяйственная перепись 2006 г., на деле аграрии орошают только 930 тыс. га, осушают – 1,1 млн. гектаров. Выходит, на остальных землях водное оборудование, если и осталось, – давно не работает, ржавеет и приходит в негодность.
Минимум половина гидротехнических сооружений нуждается в ремонте или обновлении. Прежде всего это касается крупных объектов. К примеру, водохранилищ, из-за которых в зоне риска оказались 370 населённых пунктов с населением 1 млн. человек. Другая проблема – пруды, предназначенные для сельхознужд. Из 30 тыс. прудов 3 тыс. – бесхозные. Половина – не используются. При этом подобные водоёмы часто задерживают сток речных вод, из-за чего реки превращаются в стоячие болота.
Косвенное свидетельство упадка мелиорации – расход воды на сельхознужды. С советских времён он сократился почти в три раза. Если в 1980‑м в России израсходовали 23,6 куб. км воды, то в 2009 г. – только 8,4 куб. км. При этом выросли потери при доставке воды к полям. Через дыры в трубах утекает до 10% жидкого богатства, идущего на орошение.
Исправно работающие системы мелиорации остались в основном на Северном Кавказе и в Поволжье – на эти два федеральных округа приходится 60% орошаемых площадей страны. Упадок вредит не только сельскому хозяйству. Старые аварийные гидротехнические сооружения вносят разлад во всю водную систему.
Конечно, нельзя сказать, будто государство совсем не финансирует мелиорацию. В прошлом году на поддержание сооружений выделено 1,4 млрд. руб., на строительство новых – 4 млрд. рублей. Но для 1,9 млн. российских гидротехнических сооружений это – капля в море. Иногда в мелиорацию вкладывается частный бизнес. Но в отдельных отраслях – овощеводстве, рисоводстве, – которые без ирригации невозможны. Только в последние несколько лет в некоторых хозяйствах начали орошать свёклу и кормовую кукурузу.
«Почему не мелиорируют остальные культуры? Дело в том, что бизнес прекрасно умеет считать деньги. Где прибыли позволяют, аграрии вкладываются в орошение. Где рентабельность низкая, на дополнительные расходы не идут. К примеру, сено по-прежнему собирают благодаря Господу Богу. Прошёл дождик – трава и выросла», – говорит директор Российского НИИ проблем мелиорации, академик РАСХН Вячеслав Щедрин.
Самое сложное – поднять урожай зерна. Для этого недостаточно восстановить былую систему мелиорации. По расчётам РНИИ проблем мелиорации, чтобы стабильно собирать 125–130 млн. т зерна в год, нужно орошать и осушать более 20 млн. гектаров.
Пока – этого не видать. Одобренная Минсельхозом программа на 300 млрд. руб. застряла на согласованиях в правительстве. Премьер-министр пообещал с 2012 г. года возвращать аграриям половину стоимости новых водных сооружений – но деньги не выделены до сих пор.