Не оспаривая фундаментальных причин европейского долгового кризиса, тем не менее хочется отметить тот факт, что дальнейшее негативное развитие событий отчасти носит «рукотворный» характер.
Американская деловая пресса чуть ли не каждое утро выдаёт «на-гора» какую-нибудь статейку о европейском «кошмаре». И таким образом сводит на нет все потуги европейских финансовых властей стабилизировать ситуацию. Рынки так накачали «страшилками», что инвесторы панически реагируют на любые слухи, даже самые абсурдные.
К примеру, на днях одно американское издание опубликовало комментарии руководителя крупного банка Австралии о рисках для глобальной финансовой системы из-за европейского кризиса. В статье делается вывод, что якобы уже и австралийские банки не могут получить доступ к внешним рынкам капитала. Естественно, тут же возникает очередная паника – кризис затронул уже такие далёкие регионы!
Парадокс в том, что сам австралийский банкир всего лишь рассуждал о возможных сценариях развития событий. И коллапс в Европе был в его рассуждениях всего лишь одной из версий. Естественно, что в этом случае банкир не исключил возникновения трудностей с доступом к рынкам капитала и для австралийских банков.
Однако в своей статье американцы просто изъяли пару фраз и сформулировали идею чуть ли не банковского кризиса в самой Австралии. Даже опровержения со стороны местного Центробанка об устойчивости банковской системы страны долго не могли успокоить рынки.
Создание соответствующего информационного фона играет очень важную роль для рынков. Заголовки газет и новостных агентств будто соревнуются, чей сценарий окажется негативнее.
Однако нагнетание страстей по поводу будущего еврозоны не является чем-то новым. Лет 20 назад в регионе уже бушевал кризис, может быть, и не такого масштаба, но тем не менее приведший к развалу тогдашней европейской валютной системы. Тогда были похожие заголовки в прессе, пророчащие скорый закат Европы и экономический крах. Как и сейчас, тогда также обвиняли «злобных спекулянтов», совершающих беспощадные нападки на валюты стран, входящих в одну экономическую зону.
Итогом, а возможно, и целью того кризиса было окончательное решение создать единую валютную зону. Итогом кризиса, который мы наблюдаем сегодня, должна стать единая европейская фискальная зона.