Последние события в Ливии, Сирии, Египте вызвали живой интерес к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Революции, проведенные с их помощью, доказывают, что проникновение ИКТ в повседневную жизнь настолько резко возросло за последние годы, что их игнорирование со стороны властей может привести к непредсказуемым последствиям.
При этом многие эксперты отмечают, что ИКТ, кроме революций, обеспечивают бум и на рынке труда, обладают достаточным потенциалом для высокоэффективного обеспечения роста национальной экономики, расширения сферы действия и повышения эффективности проектов социально-экономического развития государства.
Как Россия проводит реальную модернизацию своей ИКТ-сферы? Кто лидирует в мире в развитии технологий? Что жизненно важно сделать нашей стране, чтобы навсегда не отстать от лидеров информационной гонки «Аргументы.ру» спросили у эксперта по информационной безопасности Институт проблем информационной безопасности (ИПИБ) МГУ Олега Казарина.
Общество информационного потребления
– Олег, во всем мире происходит переориентация традиционных промышленных производств, зависимости от сырьевой индустрии на развитие новейших информационные технологий…
– Правительства самых развитых стран на протяжении последних лет и даже десятилетий активно стремятся ускорить экономический рост страны, содействуя становлению национальной ИКТ-индустрии. Бурный рост этого сегмента рынка принес миллионы новых рабочих мест и миллиарды дополнительных налоговых поступлений. Даже многие развивающиеся страны также пытаются обеспечить подъем национальной ИКТ-индустрии в качестве эффективного средства социально-экономического развития, в том числе привлечения прямых иностранных инвестиций, создания базы для создания различных технологий, удовлетворения спроса на ИКТ на местном рынке и порождения дальнейшего роста в первичных и вторичных отраслях (например, маркетинг или финансовые услуги).
Влияние ИКТ наиболее четко проявляется в сфере так называемых виртуальных организаций и услуг. Электронное правительство, сайты министерств и ведомств, электронные средства массовой информации, киберфинансовые услуги являются лишь пионерами в области создания и предоставления виртуальных услуг и сервисов, а также их потребления. Зависимость государства и общества от информационно-коммуникационных технологий будет только расти.
Между Гамбией и Мексикой
– В нашей стране уже несколько лет твердят о прорыве в этой сфере. Но пока только скандалы с тем же электронным правительством, с единой платежной системой. Какое место наша страна занимает в этой информационной гонке?
– Россия несколько «улучшила» свою позицию в ежегодном рейтинге развития ИКТ, который рассчитывают эксперты Всемирного экономического форума. В рейтинге за 2010-2011 годы Россия поднялась на три ступени – на 77 ступень с 80 в 2009-2010 годах, и занимает место между Гамбией (76-е место) и Мексикой (78-е), говорится в отчете ВЭФ.
В качестве слабой стороны можно отметить низкий уровень использования инструментов ИКТ для экономического развития и повышения эффективности государственного управления. В бизнес-секторе ИКТ не используется для создания новых продуктов, услуг и новых организационных моделей. А в госсекторе процессы оказания государственных услуг пока в достаточной мере не интегрируют новые возможности ИКТ.
В то же время, Россия с каждым годом становится все более зависимой от Интернета и ИКТ, в целом. По словам 1-го заместителя директора ИПИБ МГУ имени М.В. Ломоносова Валерия Ященко: «есть даже термин: интернет-зависимость. То есть насколько действия государства в сфере управления, обороны, экономики и т.д. «подвязаны» на Интернет. Мы пока не так уязвимы, как американцы, но быстро их догоняем».
– Но приняты программы по развитию ИКТ, вложены миллионы, десятки миллионов рублей. Отдача есть? Или только одни откаты?
– Развитие ИКТ в России входит в одну из задач государственной программы «Информационное общество на 2011-2020 годы», которая в конце прошлого года была одобрена Президиумом Правительства РФ. Из федерального бюджета на программу планируется выделить 88,03 млрд. руб. (с 2011 по 2020 год), расходы из внебюджетных источников запланированы на уровне не менее 200 млрд. руб. ежегодно. Оборот ИКТ в России по итогам 2009 года составил 1,8 трлн. руб. (рост 2%).
Россия – стала первой на интернет-рынке в Европе по количеству пользователей (второе место принадлежит Германии). Размер российской интернет-аудитории в 2011 году составил более 50 млн. человек (более чем двукратный рост по сравнению с 25 млн. в 2006 году), и ожидается, что он будет расти высокими темпами и дальше. В 2009 году доля интернет-экономики в России составила 1,6% ВВП страны (19,3 млрд. долл.) или 2,1% ВВП без учета нефтегазового сектора, который оценивается в четверть всей российской экономики. И в относительных, и в абсолютных цифрах это заметно меньше, чем в крупных западноевропейских странах. Сейчас Россия по этому показателю находится близко к уровню Италии (1,9%) и Испании (2,2%). Впрочем, при оптимистическом сценарии развития к 2015 году доля интернет-отрасли в ВВП России может увеличиться более чем вдвое – до 3,7% ВВП.
Наибольший вклад в интернет-экономику России сегодня вносят частные пользователи. На втором месте по размеру вклада в интернет-экономику инвестиции частных компаний (10,5 млрд. долл.). Высокий по сравнению с другими европейскими государствами уровень инвестиций отчасти объясняется необходимостью строительства интернет-инфраструктуры.
На третьем месте – государственные затраты в сфере ИКТ, объем которых пока не очень велик (1,5 млрд. долл.), однако будет расти по мере развития инфраструктуры и проникновения Интернета.
– То есть государство очень значительно отстает от частников в инвестициях в эту сферу. А что мешает бизнесу активизировать работу?
– Эксперты выделили ряд ключевых факторов для роста российской Интернет-экономики: потребление, инвестиции, рост экспорта связанных с Интернетом товаров и услуг, рост затрат государства на развитие отрасли. Основные рычаги для ускорения этого развития включают расширение доступа к Интернету в регионах, развитие инфраструктуры электронной коммерции, инвестиции со стороны государства и частного бизнеса в ИКТ, формирование эффективной законодательной базы, способствующей более активному использованию Интернета населением и частными компаниями.
Информационный царь США
– Вы сказали, что Россия «менее уязвима, чем США». Понятно, что первая по уровню мировая экономика активно развивает ИКТ. Особенно в условиях спада реального производства и финансового кризиса. США как государство, вкладывает деньги в развитие этого сегмента или там тоже лидируют частные компании?
–Несмотря на углубление финансово-экономического кризиса, который на протяжении первой половины 2009 г. испытывала американская экономика, пришедшая к власти в январе 2009 г. демократическая администрация Барака Обамы взяла курс на резкое увеличение расходов на оснащение федерального правительства новейшими видами ИКТ.
В период с 2009 по 2011 финансового года расходы из федерального бюджета на внедрение ИКТ в деятельность федерального правительства увеличились почти на 12% – с 71,2 млрд. долл. в 2009 г. до 79,4 млрд. долл. в 2011 финансовом году. Соответственно возросло и количество проектов, реализуемых в сфере оснащения министерств и ведомств федерального правительства ИКТ, которое увеличилось почти на 9% – с 37,3 тыс. до 40,4 тыс. проектов и программ.
Мало того, уже на первых порах своей деятельности президент Обама ввел должность Главного информационного координатора (Federal Chief Information Officer), своего рода «информационного царя» администрации, который занял пост заместителя директора Административно-бюджетного управления (АБУ) при президенте США. На деятельность соответствующего подразделения АБУ в 2010 и 2011 финансовых годах администрацией президента США было выделено 8 млн. долл., или почти 10% от всего бюджета АБУ.
США прочно и надолго сели на «информационно-коммуникационную иглу». Они, как никто другой, всецело зависят от ИКТ. Бывший советник Белого дома по компьютерной безопасности Ричард Кларк называет США «самой интернет-зависимой страной мира» – у американцев разве что пылесосы не подключены к сети».
– Какое внимание в США уделяется безопасности при таком развитии рынка ИКТ?
– Колоссальное! Создана и успешно работает программа электронной идентификации служащих федерального правительства и его основных контрагентов и подрядчиков, деятельность которых так или иначе связана с доступом к информационным базам данных федеральных министерств и ведомств. По состоянию на 1 сентября 2009 год служащим федерального правительства было выдано 4,1 млн. сертификатов, дающих право на деятельность в федеральном информационном пространстве, включая право на составление электронных подписей, что представляет собой примерно 70% всего объёма необходимых информационных сертификатов.
Министерство внутренней безопасности провело 3,3 млн. проверок, или почти 60% их требуемого объёма, на предмет создания электронной базы идентификационных данных о федеральных служащих и тех лицах и организациях, которые имеют деловые и контрактные отношения с федеральными министерствами и ведомствами на предмет возможного противодействия потенциальному кибертерроризму и ведения разведывательной деятельности против федерального правительства США с использованием средств информационной инфраструктуры (сетей и т.п.)
Поднебесный Интернет
– А что предпринимает Китай? Он значительно или уже не очень значительно отстает от США?
– Правительство Китая предпринимает сегодня огромные усилия для развития ИКТ-сектора и именно от его действий зависит, сможет ли страна стать мировым лидером на этом рынке.
В своем новом исследовании компания Gartner утверждает, что шансы Китая к 2012 году достичь лидерства в секторе ИКТ напрямую зависят от уровня вмешательства правительства в экономику и способности местных компаний к инновациям. Традиционно выделяют пять секторов ИКТ-индустрии: производство компьютерного и телекоммуникационного оборудования, разработка программного обеспечения, предоставление ИКТ-услуг, телекоммуникации и производство полупроводников. Большинство стран ведут разработки в одном-двух секторах, и лишь несколько могут преуспеть во всех.
В настоящее время, только США довольно успешно развиваются во всех пяти направлениях и Китай стремится сравняться с ними. Китай предпочитает первый из вышеупомянутых сценариев и не собирается оставаться в роли статиста на рынке высоких технологий. Так, в 2010 году в Пекине была принята декларация о сотрудничестве в области информационных и коммуникационных технологий между Китаем и странами-членами ASEAN, в первом пункте которой говорится о жизненно важной роли ИКТ в национальной экономике и социальном развитии любой страны. В соответствии с декларацией Китай расширяет сотрудничество со странами региона в строительстве информационной инфраструктуры и исследованиях в целях долгосрочного развития ИКТ.
– То есть Китай не только слепо копирует, читай, ворует чужие разработки в оборонной сфере, но и активно участвует в международной бизнес-игре на поле ИТК. При этом экономика Поднебесной рвет все прогнозы и идет вверх такими темпами, что завидует весь мир.
– Китай очень активно развивается в сфере ИКТ. При этом всеми экспертами прослеживается прямая зависимость влияния скорости развития пропускной способности широкополосных сетей на структурные сдвиги в экономике и появление в ней новых секторов. Прямой эффект получается от инвестиций в технологии и в создание инфраструктуры, косвенный – от инновационного развития компаний и, как следствие последнего, успешной интеграции экономики в глобализированную среду. Поэтому неудивительно, что экономика страны растет такими темпами.
Гипермаркеты можно отправлять на свалку истории?
– А что приносит простым потребителям развитие сегмента ИКТ–технологий, кроме сайтов знакомств или поиска одноклассников?
– Значительно облегчается поиск информации о товарах и услугах. Проще сравнивать цены и качество товаров у разных производителей. Для бизнес-класса это создает предпосылки для так называемой кастомизации – настройки или изготовления продукта и улучшения качества товаров по требованиям (техническим условиям) заказчика. Все это вместе взятое оказывает влияние на понижение динамики ценообразования. Интернет усиливают роль индивидуальных предпринимателей в области инноваций. Информационные сети позволяют фирмам малого и среднего бизнеса совместно с крупными корпорациями или конкурируя с ними расширить диапазоны рынков, предлагая или покупая услуги, которые ранее не были доступны.
Становится все более доступным удаленная занятость. Любая фирма, разрешая рабочим работать дома (что позволяет создать «гибкий рабочий график» и более оптимизировано использовать рабочие часы), может активно влиять на структурные параметры своих производственных издержек. Другие возможности включают образование он-лайн, поиск работы и жилья он-лайн. Интернет открывает широкий диапазон новых потребительских услуг, включая он-лайновое посещение магазина и управление своими счетами в банках из дома.
Электронная торговля в скором времени, скорее всего, может фактически заменить обычную, «магазинную» торговлю, в которой даже при условии расширения ассортимента продукции розничные объемы продаж вряд ли будут расти быстро.
Черви и трояны на службе терроризма
– Но развитие таких технологий несет и новые угрозы. Недавно Сбербанк объявил, что у него появились некие сайты двойники, которые воруют не только пароли, но и деньги со счетов. «Падают» общедоступные серверы типа Живого журнала. Система зияет множеством прорех. А если друг Троян попадет в системы РВСН или американский аналог. Начнется последняя мировая война! Может лучше по старинке, на бумаге?
– Пока современное киберпространство весьма уязвимо к различным видам угроз. Наряду с традиционными угрозами криминальной и террористической направленности выделяются также угрозы военно-политического характера, которые проявляются в использовании ИКТ для достижения политических целей посредством «враждебного» использования этих технологий. Это отлично показали «фейсбуковые революции» в Северной Африке.
– Но что можно сделать? Пока развитие системы идет быстрее средств ее зашиты.
– Чтобы защититься от угрозы, необходимо проводить перманентный развернутый анализ текущей ситуации в области международной информационной безопасности (МИБ), в первую очередь, включая анализ количества и качества угроз со стороны государств, преступников и террористов, использующих ИКТ в деструктивных целях. Необходимо постоянно уточнять объекты и угрозы безопасности для киберпространства, делать подробную оценку этих угроз, уточнять планы действий и формат такой деятельности на перспективу. Необходимо также проводить перманентный анализ имеющихся на данный момент международно-правовых документов по различным аспектам МИБ. В перспективе, – вести дело к принятию резолюций Генассамблеи ООН, конкретизирующих и уточняющих отдельные аспекты МИБ. Такие резолюции могли бы определять взаимоприемлемые решения по определению угроз информационной безопасности, как террористического или криминального, так и военно-политического характера, а также правил поведения в киберпространстве и многим другим аспектам его использования.