Аргументы Недели → Экономика

В Белоруссии усовершенствованы условия создания и работы холдингов

, 18:52

Уже более полутора лет в Белоруссии действует нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы создания и деятельности холдингов. Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» установил правовой статус холдинга и определил рамочные условия его создания и функционирования. В процессе применения названного Указа возникла очевидная необходимость в его совершенствовании как в части условий создания, так и, что особенно важно, в части оптимизации взаимоотношений участников холдинга.

Как сообщили журналистам в пресс-службе Министерства экономики Белоруссии, в целях решения этих вопросов Главой белорусского государства 13 октября подписан Указ № 458 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам создания и деятельности холдингов».

Названным Указом расширен перечень участников холдинга. Теперь наряду с хозяйственными обществами и унитарными предприятиями участниками холдинга могут быть иные коммерческие организации, а также и некоммерческие организации. Это позволит включать в состав холдинга, в частности, научно-исследовательские и проектные организации, обычно создаваемые в форме учреждений.

Расширен перечень оснований создания холдинга путем установления возможности его создания на основе договора доверительного управления акциями (долями в уставных фондах) дочерних компаний, а также иного договора, в соответствии с которым управляющей компанией приобретаются права по управлению деятельностью дочерних компаний холдинга.

Указом Президента Республики Беларусь от 13 октября 2011 года № 458 внесены и иные дополнения и изменения, касающиеся организационных вопросов создания и функционирования холдингов, а именно:

определены случаи и порядок прекращения существования холдинга;

исключено требование о необходимости получения согласия антимонопольного органа в случае исключения дочерней компании холдинга из состава его участников;

установлены случаи отказа Министерством экономики в регистрации холдинга (изменений, вносимых в перечень участников холдинга) и право обжалования отказа в хозяйственном суде;

определены случаи утраты льгот (преференций) управляющей компанией холдинга, а также дочерними компаниями холдинга, предоставленными им в связи с созданием и (или) деятельностью холдинга, и др.

Однако, краеугольным камнем Указа является блок норм, направленных на оптимизацию экономических отношений участников холдинга.

В целях упрочения технологического и кооперационного единства, проведения централизованной инвестиционной политики в отношении объединившихся предприятий, активизации внутренних финансовых резервов Указом:

установлено право управляющей компании формировать централизованный фонд за счет отчислений от прибыли участников холдинга, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды с определением целей использования средств централизованного фонда;

предусматривается освобождение от налогообложения:

денежных средств, полученных управляющей компанией холдинга для формирования централизованного фонда от дочерних компаний холдинга, а также полученных дочерними компаниями холдинга из централизованного фонда;

денежных средств, товаров (имущества), имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, работ, услуг, безвозмездно полученных участниками холдинга на основании решения управляющей компании от иных участников холдинга при соблюдении предусмотренных Указом условий.

В целях совершенствования иных экономических условий функционирования холдингов проектом Указа:

предусмотрен упрощенный порядок безвозмездной передачи управляющей компанией холдинга ее дочерним компаниям – резидентам Республики Беларусь и от таких дочерних компаний управляющей компании холдинга денежных средств, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав;

исключена обязанность управляющей компании холдинга, осуществляющей только деятельность по управлению участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), производить отчисления в инновационный фонд соответствующего государственного органа (организации).

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram