Обстановка на финансовых рынках довольно нервная. Сейчас по обе стороны Атлантики идет политическая игра вокруг долговых проблем. В одном случае друг с другом спорят партии, в другом – отдельные страны. Это очень опасная игра, и очевидно, что инвесторам подобные интриги не нравятся. В первую очередь кредитным рынкам.
Даже такие факторы, как чрезвычайно низкие уровни процентных ставок в мире и довольно неплохие финансовые отчетности корпораций, отошли на второй план. Фондовые индексы буквально застыли в ожидании развязки. Буквально на днях американские сенаторы разработали компромиссный план по разрешению бюджетных споров между ведущими партиями США. Президент Обама сразу ухватился за предложенные меры вскоре после того, как они были озвучены. Он назвал план «очень важным шагом» и призвал лидеров Конгресса принять план сенаторов. Однако нет гарантии, что республиканское большинство одобрит предложение сенаторов.
Республиканцы провели довольно хитрую комбинацию. Оказывается, еще перед последней встречей лидеров обеих партий в Конгрессе с главой Белого дома, ведущие политики, представляющие партию республиканцев, собрались на частную встречу в Капитолии. Именно там и было принято окончательное решение не идти ни на какие уступки в процессе переговоров по бюджету. Иными словами, республиканцы и не собирались менять свое требование по поводу немедленного сокращения государственных расходов на социальные программы и при этом оставались на своей прежней позиции о недопустимости повышения налогов на средний класс.
Между тем в отсутствии прорыва в подвешенном состоянии остается вопрос о повышении лимита по государственному долгу. В свою очередь, сам президент Обама и его соратники по Демократической партии начали апеллировать к общественности, утверждая, что уже в августе правительству нечем будет платить пенсии. Ситуация снова зашла в тупик. Но тут снова и весьма кстати поступило очень интересное предложение от представителей партии республиканцев в Сенате.
Господин Макконел (лидер республиканского меньшинства) выдвинул предложение принять закон, который бы позволил президенту Обаме самому принять решение по поводу лимита государственного долга. Иными словами, президент своим указом может самостоятельно принять решение по этому вопросу, не спрашивая разрешения Конгресса.
Судя по всему, на той самой частной встрече влиятельных республиканских политиков решались не только бюджетные вопросы, но и политические. Ведь несомненно, что вся ответственность за принятие решения по поводу новых расходов государства целиком и полностью ляжет на плечи президента и его соратников-демократов. Помимо всего прочего создается прецедент, когда впервые в истории не Конгресс утвердил новые параметры расходов и потолок государственного долга, а сам президент.