Аргументы Недели → Экономика № 26(267) от 07.07.2011

Собиратели российских долгов

, 16:49

В июле государство опять взялось за коллекторов – профессиональных сборщиков долгов. На этот раз их собирается приструнить Минэкономразвития. Ведомство завалено жалобами на такие агентства. Их обвиняют в нарушении тайны вкладов, психологическом давлении и даже прямых угрозах.

Хитрые трюки

Три года назад крестовый поход против коллекторов объявил Роспотребнадзор. Он изучил десятки тысяч жалоб и пришел к выводу – некоторые выбиватели долгов действуют как обычные хулиганы. Впрочем, шума от руководства Роспотреба было много, а результат оказался нулевой.

На этот раз все гораздо серьезнее. Минэконом обещает довести дело до конца в течение лета. Подвижек к лучшему немного, но хоть что-то. Прежде всего ограничат вопиющий коллекторский произвол. В чем он заключается? Не зря слово «коллектор» в русском языке имеет два значения. И там и там – работа, прямо скажем, грязная. Вот характерный пример. В квартиру, где жила семейная пара, позвонила незнакомая женщина. Подошла жена. Плачущая женщина в трубке рассказала ей, что она беременна от ее мужа и не знает, что делать. В полуобморочном состоянии та позвала к телефону «будущего отца». «Привет, дорогой, – услышал он на том конце провода, – это коллекторское агентство. Не пора ли вернуть нам долг?»

Телефон – основное оружие профессиональных «вытрясателей» долгов. Именно со звонков начинается работа с клиентом. Если это не действует, могут настучать о должнике родственникам или на работу. «За рассказ начальнику о просроченном кредите привлечь коллектора невозможно», – объясняет директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. Банки, конечно, обязаны хранить информацию о своих клиентах в тайне. Но то – банки. На коллекторов это правило не распространяется.

По сути, на «телефонной» стадии переговоров проблемы у коллекторов могут появиться, только если они сами сделают глупость. Например, начнут оскорблять должника. Стоит записать такой разговор, и можно смело заводить на агентство уголовное дело. По статье 130 УК РФ, за оскорбление полагается до трех месяцев исправительных работ. Угрожавший здоровью или жизни коллектор может сесть на два года.

Важно знать: без решения суда никто не имеет права принуждать человека вернуть долг. Так что, если коллектор произносит фразу «немедленно продавай квартиру, а то морду набью» – это называется вымогательством. По 163 статье УК за него светит до 7 лет тюрьмы.

Визит из органов

Если переговоры по телефону провалились, коллекторы приступают к следующему этапу. Чаще всего наносят личный визит. Иногда используют письменные угрозы. Например, в Челябинске местное Агентство по сбору долгов рассылало клиентам письма с черепом, нарисованным на черном листе бумаги. С черепами, правда, вышла промашка. Одно из таких писем попало в Роспотребнадзор, а тот переслал его в прокуратуру. В итоге возбудили уголовное дело.

Визит обычно проходит так. К клиенту приходят два-три человека. Как правило, это бывшие сотрудники «органов», искушенные в работе с подследственными. Пускать их к себе домой должник не обязан. Можно вообще не открывать дверь. Но если вы все же вступили в переговоры, важно помнить несколько правил.

Во-первых, уголовные статьи об угрозах и вымогательстве действуют и здесь. Нужно лишь записать переговоры на диктофон. Правда, ссориться с коллекторами не стоит. Они и сами фиксируют разговоры на пленке, и за оскорбления могут привлечь самого должника. А в ответ на ругательства имеют полное право вызвать участкового.

Во-вторых, в уголовном кодексе существует статья о неприкосновенности жилища. Ворваться к квартиру коллекторы не могут. По 139 статье за это светит трехмесячный арест. Работники агентств знают об этом, поэтому сами часто настаивают, чтобы переговоры велись «через дверь».

Если и после визита коллекторов дело не сдвинулось, они используют последнее оставшееся в арсенале средство. На должника подают в суд. В суде клиента ждет немало сюрпризов. Хотя дела о возврате долгов решаются в гражданском суде, агентства на всякий случай могут завести на должника и уголовное дело. Например, за кредитное мошенничество и злостное уклонение от уплаты долга.

Впрочем, до суда, дело доходит редко. «Коллекторы неохотно обращаются в суд, поскольку его решение часто непредсказуемо», – рассказывает Алла Давыдова. Но главная причина – в процессе переговоров 70% клиентов идут на попятную.

Новые права

Как именно Минэкономразвития намерено ограничить работу коллекторских агентств? Прежде всего должникам нельзя будет названивать по ночам. Коллекторов загонят во временной интервал с шести утра до десяти вечера. Кроме того, беспокоить клиентов можно будет не чаще трех раз в день.

Что касается письменных напоминаний, на конвертах с уведомлениями запретят указывать сумму долга. При личной встрече с должником коллектор будет обязан представиться и показать все необходимые документы. Вдобавок должник получит возможность отказать коллекторам в праве являться на дом. Он сможет потребовать, чтобы все общение протекало только в письменном виде. Следить за соблюдением новых правил заставят самих коллекторов. Для этого их обяжут объединиться в саморегулируемую организацию, которая будет контролировать действия своих членов.

Нововведения касаются и банков, продающих долги коллекторам. Их обяжут уведомлять граждан, что они решили передать взыскание долгов сторонней организации. Главное – запретят передавать должников сразу нескольким коллекторским агентствам.

Наконец, коллекторам разрешат запрашивать информацию о должнике в государственных и муниципальных органах. Но только если она – не предмет государственной тайны. Саморегулируемые коллекторские организации будут нести административную ответственность за сохранность полученных сведений. В случае утечки информации должник будет вправе потребовать от виновника возмещения причиненных убытков или компенсации. Суммы такой компенсации уже известны: не менее одной и не более 100 тыс. рублей. Так что вполне возможна ситуация, что провинившийся коллектор в итоге заплатит клиенту гораздо больше, чем собирался с него получить.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram