Аргументы Недели → Экономика № 25(266) от 30.06.2011

Варенье из акрид

, 16:47

Минсельхоз обнаружил новую угрозу продовольственной безопасности. На полях – массовое нашествие саранчи. Чиновники утверждают  – новая напасть может оказаться похуже прошлогодней засухи. Саранча способна сожрать треть урожая.

Саранчовый марш

Воображение рисует страшные сцены. Полчища бескрылых личинок саранчи движутся с юга на север на скорости 3–5 км в день, сжирая все злаки на пути. По дороге личинки растут, отпускают крылья – и в июле превратятся в рои, способные лететь на высоте до 10 тыс. м и преодолевать без посадки 2 тыс. километров. Один такой рой за 1–2 дня съедает на поле все подчистую, потом перемещается на расстояние 100–200 км и находит новое поле.

Первыми по поводу саранчи тревогу забили международные чиновники из ООН. Той самой организации, которая долго и упорно предрекала эпидемию птичьего, а затем свиного гриппа. В июне Продовольственный комитет ООН (ФАО) составил пятилетний план по борьбе с саранчой. ФАО собирается потратить 1,6 млн. долл. на истребление этого вредителя в 10 странах – в том числе в России.

Вслед за международными бюрократами в бой с акридами (так биологи называют семейство саранчовых) вступили российские чиновники. В июне вести с полей стали напоминать фронтовые сводки. В нескольких районах Саратовской области и Астраханского края введен режим чрезвычайной ситуации. В Калмыкии саранча поразила 186 тыс. га, в Волгоградской области – 68 тыс. гектаров. В совокупности регионы уже выделили на борьбу с саранчой более 12 млн. рублей. К середине июня шум крыльев саранчи достиг Минсельхоза. Немедленно выяснилось, что из-за зловредного насекомого страна может потерять до 30 млн. тонн зерна.

Но страсти бушуют только на бумаге. Во-первых, акриды по-настоящему опасны в жарких странах. В Северной Африке, на Аравийском полуострове и Центральной Азии обитает пустынная саранча, которая откладывает яйца 3–5 раз в год. Она размножается в геометрической прогрессии. Но до России этот опасный вид не долетает почти никогда. В наших широтах обитают другие акриды, которые, как правило, откладывают яйца один раз в год. К примеру, два подвида перелетной саранчи:  среднерусская и итальянский прус. Поскольку они размножаются и растут медленнее, ничто не мешает уничтожать эти виды на стадии ползающих личинок.

Стадо без кобылок

В Европе так и делают. В результате перелетная саранча там стала настолько редкой, что биологи подумывают, не занести ли ее в Красную книгу. Правда, в РФ сохранились большие гнездовья этого насекомого. Но – только на Алтае, Северном Кавказе и в нижнем течении Волги. Там же обитает марокканская саранча, которая откладывает яйца в пустынях и сухих глинистых предгорьях. При этом на большей части страны опасные акриды не могут размножаться в принципе – в Центральной России, не говоря уже о северных регионах, для них слишком холодно.

Кроме того, саранча становится опасным вредителем только в голодные для нее годы. В сытные времена акриды живут отдельными особями, которые биологи называют «кобылками». Такая саранча вреда посевам почти не наносит. Каждая особь за свою жизнь съедает не более 300 г корма и обычно довольствуется дикими растениями.

Только когда корма мало, саранча собирается в стада. Личинки или молодые кобылки сползаются к редким сытным участкам, скапливаются по 100–200 особей на 1 кв. метр – и приобретают черты стадного поведения. Хитиновый покров окрашивается в яркие цвета, крылья увеличиваются, тельца изменяются так, чтобы стало легче пролетать большие расстояния.

В 2011 г. засухи в стране нет, корма хватает. Так что собираться в стада саранче не с чего. В Краснодарском крае зафиксирована плотность саранчи в 1–2 особи на 1 кв. метр. Этого недостаточно, чтобы насекомые образовали рой. На Алтае пестицидами поливают не только потенциально опасного итальянского пруса, но и сибирскую кобылку. Этот вид, конечно, вредитель – но он в принципе неспособен к коллективному образу жизни. В целом, по самым мрачным прогнозам, саранча уничтожит 1,5–2 млн. га посевов. Цифра относительно не велика, если вспомнить что только яровыми в этом году засеяно 50 млн. гектаров.

Получается, чиновники, обжегшись на прошлогодней засухе, дуют на воду. На фоне общей акридной истерии спокойствие сохраняет только МЧС. Ведомство заявило, что вводить в стране режим чрезвычайной ситуации из-за саранчи преждевременно. Эту позицию разделяют и эксперты. «Значительного ущерба саранча не нанесет. Аграрии прекрасно умеют с ней бороться. Гораздо опаснее для урожая другие вредители – например, клоп-черепашка», – считает исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram