Неожиданно обнаружилось: стекольная промышленность – одна из самых инновационных отраслей в РФ. Пока иные нефтяники качают черное золото дедовскими методами, а некоторые металлурги плавят сталь в печах полувековой давности, стекольщики массово освоили новейшие технологии, заодно нарастили производство в пять раз. Впервые в истории наша страна готовится начать экспорт прозрачной продукции.
Министерство бутылок
Стеклянный рынок не так хрупок, как кажется. На нем песок легко превращается в деньги. Лампы, автомобили, бутылки, окна – все это невозможно выпустить без продукции стекольщиков. Годовое потребление стекла эксперты меряют немного странным показателем «на душу в год». В РФ оно – 11–12 кг (1,6 млн. т в год), в Европе – 20–30 килограммов. Значит, потреблению есть куда расти. Поэтому появляется смысл открывать все новые стекольные заводы.
В принципе их и без того немало. В СССР работала мощная промышленность. Оконного стекла выпускали больше всех в мире, бутылок – тем более. По всей стране работали десятки заводов, самые крупные – Гусевский, Гомельский, Борский, Лисичанский и Константиновский. Одна проблема. До поры до времени советские стеклодувы получали престижные международные премии, осваивали новые марки, наращивали вал. Но на беду в 1960-е гг. курировавшее отрасль Министерство промышленности строительных материалов CCCP (было и такое) проморгало технологическую революцию.
Традиционно стекло варили по технологии, придуманной еще в 1902 году. Массу готовили в печи, прокатывали и нарезали. Затем стекло приходилось шлифовать, что сильно увеличивало затраты и не гарантировало высокого качества. В 1959 г. инженерам британской компании «Пилкингтон» пришла в голову такая мысль. Зачем нужны прокатка и шлифовка, если великолепное стекло можно получить без них? Так появилась знаменитая флоат-технология. Стекольную массу разливают поверх расплавленного металла, охлаждаясь, она становится идеально гладкой и ровной. Технология резко ускорила производство и, главное, радикально повысила качество.
Разумеется, вскоре на флоат перешел весь мир. Но не мы. Вот почему стекла в жилых домах не отличались рекордной ровностью и особой прозрачностью, лампочки были мутными, зато бутыли – массивными. Только в конце 1980-х гг. в Минпромстроймате опомнились, попытались создать собственную флоат-технологию, но было поздно.
Когда грянула перестройка, в стекольную промышленность решили призвать варягов. С этого момента и началась новая эпоха в истории российской стекольной индустрии. На мировом рынке стекла давно правили бал несколько огромных корпораций. Первопроходец «Пилкингтон», японская «Асахи-гласс», французская «Сэнт-Гобен» и «Гардиан» из США. Выбор был невелик, остановились на японцах. Они обновили два советских завода – Саратовстекло и Салаватстекло. Но мощность новых линий была невелика, а спрос на качественное флоат-стекло быстро шел в гору.
Стеклянная гонка
Когда советская экономика развалилась, про стекольщиков все забыли. Они выкарабкивались сами. Поскольку средств на обновление техники ни у кого из них не было, итогом стала следующая ситуация. «Асахи-гласс» первой осознала гигантские перспективы и выкупила крупнейший в РФ Борский стекольный завод. Японцы моментально модернизировали оборудование и довели объем производства флоат-стекла до 400 т в сутки.
Но тут в РФ начался строительный бум 2000-х годов. Строители давно раскусили преимущества флоат-стекла, спрос на него мгновенно подскочил до 1,6 тыс. в сутки. Борский завод уже не справлялся. Дальше стало еще веселее. Строительный бум набирал обороты, вдобавок население принялось массово ставить в квартирах двух- и трехслойные стеклопакеты. Поэтому к 2002 г. в стране не хватало уже никакого стекла, хоть качественного, хоть некачественного.
Тут и началось. Прозрачный товар в РФ везли отовсюду. Основным поставщиком стал Китай, заполонивший 15% российского стекольного рынка. Насытить спрос китайцам помогали белорусское Гомельстекло, украинский Лисичанский завод, а также Интергласс из Киргизии.
И китайские, и бывшие советские предприятия поставляли продукцию, выпущенную по старой технологии. Иными словами, не очень качественную.
Вскоре РФ стала одним из крупнейших в мире потребителей стекла (4% мирового спроса). Самое интересное – реакция западных стекольных концернов. Увидев, что творится на рынке, и позабыв обо всем, они наперегонки ринулись строить в России новые сверхсовременные предприятия. Гонка пошла на истощение. Американский концерн «Гардиан» с нуля построил в Рязанской области завод мощностью 750 т стекла в сутки. Но на этом он не остановился. Едва запустив конвейеры первого предприятия, компания немедленно начала возведение второго завода в Красносулинском районе Ростовской области. Мощность предприятия – 900 т флоат-стекла в год. У «Гардиан» работают десятки заводов по всему миру, но этот станет крупнейшим.
Впрочем, японцы сдаваться не собираются. Все в той же Ростовской области «Асахи» строит новый завод – на 600 т в сутки. Кроме того, в сражение включились британская «Пилкингтон» и французская «Сэнт-Гобен».
В феврале 2010 г. французы начали строить завод мощностью 250 тыс. т листового стекла в год в Елабуге.
Итог таков. Иностранного стекла в РФ почти не осталось. Зачем импортировать, если свое – великолепное. Более того, общее франко-британо-японское производство флоата в РФ скоро достигнет таких масштабов, что сильно перекроет внутренние потребности страны. Значит, товар хлынет в СНГ. Так что соседским предприятиям пора готовиться к тяжелым временам – их стекла далеко не такие качественные.