Аргументы Недели → Экономика № 20(261) от 25.05.2011

Второе дыхание промсборки

, 17:31

В 2008 г. Россия самую малость не дотянула до звания крупнейшего автомобильного рынка Европы, почти обойдя Германию. Затем был сильный двухлетний спад. Теперь это в прошлом. Агентство Автостат подвело итоги  2010 г. – выпуск автомобилей подскочил в два раза, на 101,6%. Еще важнее: идет стремительная локализация постоянно растущего производства российских иномарок.

По планам правительства, к 2020 г. доля автопрома в ВВП РФ должна вырасти в 2,5 раза – с нынешних 0,98% до 2,5%. При этом долю добавленной стоимости, созданной на иностранных автопредприятиях, расположенных в РФ, нужно увеличить с 500 млрд. до 2,2 трлн. рублей. На практике это означает глубокую локализацию производства, включая выпуск двигателей и прочих сложных узлов внутри России. Главное – при таком раскладе почти все деньги, вырученные от продажи иномарок, останутся внутри страны.

Добиться этого помогут новые правила промсборки. Согласно им, льготы на ввоз автодеталей достанутся только тем предприятиям, которые способны на выпуск не менее 300 тыс. автомобилей в год. При этом треть машин придется оснащать двигателями и коробками передач, произведенными в России. Тут заложен двойной смысл. Строительство заводов по выпуску автокомпонентов – такое же сложное предприятие, как налаживание выпуска самих автомобилей. Оно окупится, только если спрос на детали будет огромный.

Одна проблема – индустрию придется создавать с нуля. «Мы рассматривали предложения почти 200 российских производителей автокомпонентов. Лишь 42 компании прошли аудит немецкого качества. Например, из семи поставщиков пластика нам подошел только один», – рассказывает представитель компании «Фольксваген». «Хотя в России – несколько крупных сталелитейных компаний, заметных на мировом уровне, ни одна из них не входит в топ-10 лучших производителей качественной стали. Поэтому автомобильный лист приходится импортировать. Например, совместное предприятие «Северсталь Калуга», которое делает штамповку для многих сборочных автопроизводств, вынуждено закупать сырье у компании АрселорМиттал», – добавляет представитель французского автопредприятия.

Задача непростая, но иных вариантов просто нет. Хотя бы уже потому, что слово «иномарка» скоро окончательно потеряет смысл. Мы все меньше покупаем машин, выпущенных за рубежом. Если в 2009 г. ровно 50% купленных в России новых легковушек были привозными, в прошлом году их доля сократилась до 30%. Роль местного производства растет на глазах, и эти все новые миллионы машин будут не нашими и не иномарками. Просто – хорошими машинами, собранными из качественных отечественных компонентов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram