Аргументы Недели → Экономика № 20(261) от 25.05.2011

Правило грузовика

, 17:16

Существует очень популярный, хотя и сомнительный, «индекс Биг-Мака». 44 года назад его придумал авторитетный журнал «Экономист». По цене бутерброда в разных странах вычисляют истинную стоимость национальных валют. Например, рубль в этом гастрономическом ракурсе сильно недооценен. Доллар должен стоить не 28, а 16,5 рубля. Если маститые ученые занимаются такой ерундой, почему бы не предложить намного более серьезный «индекс грузовика»?

Спрос на тяжелую технику – прекрасный индикатор состояния экономики. Если он на подъеме, значит, бурно растут такие ключевые отрасли, как строительство, всевозможные перевозки, добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство. Более того: растущий автопром обязательно тянет за собой вверх металлургию и выпуск электрооборудования.

В общем показатель замечательный. Главное, согласно «индексу грузовика», российская экономика вышла из кризиса и заложила крутой вираж, рванув на подъем. По данным Минпромторга, в прошлом году в РФ продали 93 тыс. грузовиков. Это огромный рост – на 84% больше, чем в тяжелом для отрасли 2009 году. Поначалу аналитики не верили в счастье тяжелого автопрома. Кто-то связывал бурный подъем с начавшейся госпрограммой утилизации грузовиков. Другие кивали на Олимпиаду – мол, именно гигантская стройка в Сочи поглотила весь дополнительный объем техники. Но в 2011 г. рост продолжился – за начальные четыре месяца продажи скакнули на 50%.

На первом месте, разумеется, КамАЗ. Легендарный завод не зря сравнивают с фениксом. Он дважды восставал из пепла. В апреле 1993 г. это крупнейшее в РФ предприятие по выпуску грузовиков в значительной степени сгорело. Пожар на корню уничтожил основной производственный корпус, испепелил завод двигателей с только что установленным новейшим оборудованием. Но уже через год КамАЗ опять выпускал моторы. Сейчас у КамАЗа – 35% российского грузового рынка. Он остался на плаву, хотя в 2008 г. ему предсказывали банкротство за долги. Конвейеры замирали на долгие месяцы, зарплаты рабочих так и не поднялись выше скромных 18 тыс. руб. в месяц. Но все же предприятие пережило ледниковый период начала кризиса.

За лидером идет «Урал» (группа «Газ» Олега Дерипаски)  с долей 10,7%. Вплотную к нему прижимается белорусская команда – МАЗ с его 9,4% российского грузового рынка. Дальше растянулась цепочка многочисленных грузовых иномарок. Ни одна из них не владеет более 5% нашего рынка. Например, у Volvo и MAN – по 3,9%, Scania – 3,4%, Hyindai – 4,2%.

В общем грузовой караван идет. Отрасль миновала тяжелый перевал. Впереди тернистый путь, но тяжелый автопром, а вместе с ним и вся индустриальная экономика уже вышли на ровную дорогу.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram