Бензиновый кризис накрыл Россию. Топливо внезапно иссякло на заправках по всей стране – от Мурманска до Сахалина. Дефицит горючего начался даже в нефтеносной Сибири. Заправочные краны пересохли и в тех городах, где расположены крупнейшие нефтеперерабатывающие комплексы: Саратове, Ярославле и Самаре.
В одних регионах ввели карточки, в других начали массово закрывать заправки. Что это – месть нефтяного картеля за недавние попытки правительства ограничить рост цен? Или – закономерный итог корявых действий чиновников, принявшихся регулировать рынок?
В ответ на бензиновый кризис топливное начальство заливает по полной. Официальное оправдание Минэнерго гласит: с 1 января 2011 г. в РФ ввели повышенные требования к качеству бензина – стандарт Евро-3. Хотя отрасль готовилась к этому последние пять лет, многие нефтеперерабатывающие заводы не обновили оборудование и оказались вне игры. Отстающим предприятиям не осталось ничего, кроме как продавать горючее в страны Таможенного союза, где требования не такие строгие. Бензин утек за кордон, вот и разразился дефицит. Поверить в это сложно.
Во-первых, трудно представить, что в Минэнерго настолько сильно упустили контроль над ситуацией. Переход на пресловутый Евро-3 по давней чиновничьей традиции откладывается каждый год. Его отменяли уже трижды: в 2008-м, 2009-м и 2010 годах. А в нынешнем январе отменить случайно забыли? Хотя 20 из 28 российских НПЗ как не были готовы к новым стандартам качества, так и остались.
Во-вторых, в действительности до последнего времени экспорт российского бензина в страны Таможенного союза – Белоруссию и Казахстан – практически не рос. Например, с февраля по апрель Роснефть сократила экспорт нефтепродуктов в два раза, при этом общие объемы производства не изменились. «Газпромнефть» с января нарастила внутренние продажи бензина в РФ на 10%. Отток начался только в последнюю неделю апреля. И то – рост экспорта составил только 0,4 млн. тонн. Для сравнения: за год в РФ выпускают более 50 млн. т бензина.
Истинная причина дефицита в другом. В феврале прокатилась цепная реакция революций в арабских странах. В результате мировая, а вместе с ней и внутренняя российская цена нефти подскочила со 100 до 120 долл. за баррель. НПЗ начали повышать цены. В ответ зимой правительство провело с нефтяниками серию душеспасительных бесед. Стоимость бензина на заправках заморозили, тем временем себестоимость его производства росла.
«Надо ли говорить, что в такой ситуации желающих торговать на внутреннем российском рынке становилось все меньше? Причем, если частные компании, опасаясь «визита доктора», стиснув зубы, продолжали поставки, то другие компании, знающие, что их никто не посадит, ибо они – памятники, стали действовать прямее. Не удивительно, что бензиновый кризис начался именно в приграничном с Казахстаном Алтайском крае, снабжаемом в основном Роснефтью и «Газпромнефтью», – объясняет эксперт нефтяного рынка С. Вакуленко.
Проблема не только в том, что через щели Таможенного союза топливо резко хлынуло за границу. Заодно крупнейшие нефтяные компании использовали старый трюк. Каждый раз, когда они хотят показать государству свое недовольство политикой ценовых заморозок, на НПЗ начинается сезон массовых ремонтных работ. Например, в сентябре 2009 г. на «плановые ремонты» внезапно встали сразу 17 нефтеперерабатывающих заводов. То есть – 60% всех бензиновых мощностей РФ. На этот раз демарш получился не столь масштабным. Но все же Омскому, Ярославскому, Нижегородскому и Ангарскому НПЗ срочно потребовалось подлатать оборудование.
Когда ситуация придет в норму? Правительство экстренно перекрыло экспорт и впопыхах опять готовится отменить переход на Евро-3. Подключили ФАС и Прокуратуру, которые в назидание прочим уже перетряхнули документы нескольких небольших нефтяных компаний. По прогнозам аналитиков, самое позднее – к середине мая бензина на заправках опять будет вдоволь.
Вроде – все хорошо? Правда, единственное, о чем не скажут в теленовостях, – какую прибавку к розничной цене топлива выбили себе нефтяники в ходе нынешнего демарша. По данным источников «АН», правительство наверняка закроет глаза, если в ближайшие два месяца бензин подорожает в пределах 1,5–2 руб. за литр.