Жара не отступает. Лето выгоняет людей из городов. Традиционно почти все, кто может себе это позволить, путешествуют на автомобилях. Дороги переполнены и раскалены.
К сожалению, нынешнее лето наносит нам не только очевидные, сиюминутные удары, но и создает проблемы с «отложенным» результатом. Одна из них – состояние дорог.
По словам заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Николая Быстрова, два месяца аномальной жары изменили свойства асфальтобетонного покрытия наших дорог. «Есть простая формула примерной оценки температуры дорожного покрытия в летний период – температура воздуха, умноженная на полтора. То есть вот уже два месяца мы имеем температуру дорожного покрытия, например в Центральном регионе России, около 60 градусов по Цельсию, что на 10 градусов выше максимальной температуры, на которую они запроектированы. Покрытие просто не выдерживает, плавится, и появляется колея даже там, где этой проблемы никогда не существовало, – отмечает Николай Быстров. – То есть все лето мы живем в нестандартной ситуации, перспектива которой – большой объем ремонтных работ и значительные средства, которые придется потратить на устранение этой колейности».
Такой климатический «террор», какой испытывают наши дороги этим летом, – явление из ряда вон выходящее. Подобный масштаб повреждения дорог невозможно было предусмотреть подпрограммой «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России». «Сегодня в качестве первоочередного шага, – отмечает Николай Быстров, – как бы странно это ни прозвучало, можно пытаться влиять на ситуацию, пересмотрев нормативно-технические документы, регламентирующие движение тяжеловесного транспорта. Например, в Белоруссии движение грузового транспорта в дневное время с 11 часов утра до 9 часов вечера при температуре воздуха выше 25 градусов запрещается в принципе. И всем понятно, что это не каприз властей, а попытка сохранить национальное достояние – дороги. Потому что движение тяжеловесного транспорта в таких климатических условиях – это гарантия образования колеи, которая затруднит движение частных легковых автомобилей, нанесет урон миллионам автолюбителей… Но эта практика, существующая в Белоруссии, пока у нас не применяется. Но, надеюсь, происходящее сейчас поможет всем понять опасность сложившейся ситуации. Пока нам остается только наблюдать развитие деформаций на наших дорогах и готовиться к большой работе, которая предстоит, как только спадет жара. Ведь когда пойдут осенние дожди и в колеях начнет скапливаться вода, может обостриться ситуация с безопасностью движения. Пока, к сожалению, наша позиция находит понимание и поддержку не во всех кабинетах, где согласовывают предлагаемые нами решения».