Как стало известно, оказавшийся на грани банкротства крупнейший в России производитель фосфорных удобрений «Уралхим» в настоящее время пытается разместить 8-летние облигации на сумму в 16 млрд. рублей. По замыслу руководства холдинга, размещение облигаций в России должно компенсировать провал с проведением IPO в Лондоне весной нынешнего года. Однако эксперты с сомнением относятся к возможности реального финансового оздоровления «Уралхима» даже в случае удачи с облигациям в России.
Этой весной «Уралхим» рассчитывал провести IPO в Лондоне и получить порядка 600 млн. долларов от продажи 40% акций компании. Но размещения не получилось. Во-первых, холдинг не получил предложений выше нижней границы предложения, а те, которые были получены, закрывали лишь треть размещаемого объема. Во-вторых, в процессе размещения ряд банков-андеррайтеров отозвали свои подписи. Кроме того, потенциальным инвесторам так и осталось непонятно, что именно им предлагают приобрести под туманным брендом кипрского оффшора URALCHEM Holding P.L.C. В этом году все ждем вступление в IPO Twitter.
Оценка, данная компании банками накануне размещения показывала, что долги компании, очень серьезно пострадавшей от кризиса, уже превышают ее рыночную стоимость. По разным оценкам чистый долг компании в настоящее время составляет от 1,4 до 2 млрд. долл. Финансовые средства были получены под залог тех или иных активов, входящих в «Уралхим», и складывается впечатление, что часть имущественного комплекса была заложена уже не один раз. Так, разным банкам закладывались сначала акции предприятий, а затем и сам имущественный комплекс – цеха и оборудование.
Весной прошлого года, не имея возможности расплатиться с крупнейшими кредиторами - Сбербанком, ВТБ и Юникредит банком, официальный владелец холдинга Дмитрий Мазепин уже смог добиться пролонгации долга и переноса сроков выплат. Однако сделать ему это удалось лишь на условиях роста процентной ставки. После этого сумма общего долга перевалила за 2 млрд. долл. и сейчас составляет по разным оценкам от 2,2 до 2,5 млрд. Основные выплаты по кредитам приходятся на конец текущего и два последующих года. Но только для погашения долга в 2010 году «Уралхиму» надо собрать порядка 500-600 млн. долл. – как раз те самые 16 млрд. руб., которые холдинг рассчитывает получить от размещения облигаций.
Все это показывает, насколько важен успех нынешнего размещения для «Уралхима». Ведь в случае повторения лондонской неудачи, холдинг реально становится перед угрозой банкротства. Насколько вообще реальны надежды владельцев «Уралхима» на благополучный исход облигационного займа? Оценивая их, следует принять во внимание несколько факторов.
Во-первых, «Уралхим» будет пытаться разместить свои облигации только внутри России. После неудачи в Лондоне и скандалов во Франции, связанных с попыткой «Уралхима» построить небольшой завод по производству жидких аммиачных удобрений в порту французского города Дьепп и нашумевшего сюжета телеканала TF-1 о работе «Уралхима» в России, рассчитывать на иностранных инвесторов особо не приходится. Но и в России у холдинга не все так просто. Сейчас у нас не так много структур, которые готовы выложить огромные деньги на решение чужих проблем. Да и скандал с мэром Воскресенска, которого СМИ называют «человеком Мазепина» и креатурой одного из наиболее проблемных активов холдинга - ОАО «Воскресенские минеральные удобрения», произошел совершенно некстати.
Во-вторых, все без исключения эксперты отмечают, что «Уралхим» выпускает очень длинные, 8-летние облигации. Обычно, российские компании ограничиваются сроком в 3-5 лет. 8 лет – это уже за горизонтом планирования. Нет никаких гарантий, что компания вообще просуществует так долго.
В-третьих, в 2011 году в Саудовской Аравии будет пущен новейший комбинат по производству фосфорных удобрений мощностью в 3 млн. тонн в год, который полностью изменит рыночную конъюнктуру и с которым «Уралхиму» конкурировать будет, мягко говоря, непросто.
Кроме того, даже если все пройдет для «Уралхима» успешно, 16 млрд. руб. едва ли помогут решить ему главную проблему – модернизацию отсталого производственного комплекса, поскольку все эти средства холдинг будет вынужден пустить не на производство, а на возврат долгов банкам.