Премьер В. Путин озаботился проблемами морских исследований. Он поручил Минфину подсчитать, сколько денег нужно вложить в развитие научной деятельности в море и какую денежную отдачу это принесет.
«В 2010 году на морскую науку выделили 3,4 миллиарда рублей, чего явно недостаточно. Из-за нехватки денег мы проводим только 220 морских экспедиций в год. А должны – 354. Если бы финансирование было достаточным, мы могли бы прибавить 1 миллион тонн улова, что принесло бы бюджетам разных уровней 20 миллиардов рублей», – заявил глава Росрыболовства Андрей Крайний.
Выходит, морская наука – золотое дно? С ней не все так просто. Дело в том, что вплоть до прошлого года государство не выделяло на нее… ни копейки. Взамен ученые получали огромные квоты на вылов рыбы, с продажи которой и зарабатывали. Это привело к расцвету теневых схем. Черная икра и осетрина – запрещены к вылову. Но по научным квотам кое-кому удавалось легально добывать десятки тонн этих деликатесов и после запрета.
Теперь морскую науку перевели на 100%-ное бюджетное финансирование, а квоты отменили. Новый закон «О рыболовстве» не позволяет воровать научную рыбу. Он настолько суров, что требует «полностью измельчать и выбрасывать за борт рыбу, выловленную при проведении научных работ».