Аргументы Недели → Экономика № 26(216) от 08.07.2010

Жаркая жатва

, 16:53

Засушливое лето заставило Минсельхоз пересмотреть прогнозы на урожай. По новым данным, крестьяне соберут не 97, а только 85 млн. т зерна. Это не подорвет продовольственную безопасность страны, поскольку внутреннее потребление не превышает 74 млн. тонн. Но потери все равно – неприятные, тем более что их можно было избежать.

Суть проблемы в том, что 80% российских пашен расположены в зоне рискованного земледелия, где природа регулярно преподносит сюрпризы. На крестьян обрушиваются то засуха, то лютые холода, то нашествия насекомых-вредителей. Считается, что из всех этих бед летняя жара – опаснее всего.

«Положение на самом деле серьезное. Еще в зимние холода начали гибнуть озимые, на которые приходится 70% посевов. Летом во многих регионах уже по две-три недели не было дождя, температура ставит исторические рекорды», – рассказывает заведующий лабораторией пшеницы Института растениеводства им. Н. Вавилова Ольга Митрофанова.

Минсельхоз рисует такую картину. В Поволжье от засухи пострадали 6,5 тыс. хозяйств. В 12 регионах – в том числе в Пензенской, Тамбовской и Ростовской областях – пришлось вводить режим чрезвычайной ситуации. По прогнозам, посевы зерна погибнут на десятой части пашен, а наиболее пострадавшие от засухи хозяйства потеряют до трети урожая.

Отсюда и резкое снижение сборов зерна. Хотя, засуха – угроза далеко не новая. Методы борьбы с ней известны давно. «Если с морозами бороться трудно, то с жарой земледельцы научились справляться тысячи лет назад. Там, где климат засушливый, зерно поливают», – объясняет замдиректора ВНИИ гидротехники и мелиорации РАСХН Людмила Кирейчева.

Речь идет о мелиорации. Рассказывая о ее пользе, эксперты приводят такие цифры: средняя урожайность пшеницы в России – 24–25 центнеров с гектара. Там, где ударила засуха, сбор зерна падает в четыре раза. Но на орошаемых землях в обычные годы собирают 50 ц/га пшеницы, в засушливые – 30 ц/га.

Казалось бы – в чем проблема? Каждый год Минсельхоз составляет подробный план по орошению земель и спускает его местным властям. Что интересно, в большинстве регионов план выполняют на 95–98%. Откуда взяться неурожаю? Оказывается, причина – в сильно заниженных нормах. По российским стандартам, достаточно поливать 2–3% пашен, тогда как в ЕС орошают минимум треть.

Слишком низкие нормы полива мы унаследовали от СССР. «Когда в 1960-е годы принимались планы развития мелиорации, основные силы бросили на орошение Средней Азии. А в РСФСР даже в 1980-е годы поливали только 6 миллионов га», – объясняет Людмила Кирейчева. Вдобавок, в начале 1990-х гг. государство сохранило в собственности крупные каналы и насосные станции, но водоотводы к полям перешли в частные руки и во многих регионах пришли в упадок. В результате площадь орошаемых земель упала до 2 млн. га. Вот эту, совершенно недостаточную цифру, Минсельхоз и включает в свои ежегодные планы. А затем без труда добивается почти
100%-ного исполнения…

Понятно, что оросительные системы давно пора приводить в порядок. Два года назад правительство подсчитало: чтобы подтянуть российскую мелиорацию до европейских показателей, нужно вкладывать по 70–100 млрд. руб. в год. Минсельхоз даже начал работу над «Программой по развитию мелиорации до 2020 года» с общим бюджетом в 850 млрд. рублей. Но тут грянул кризис и спас чиновничью братву от работы.

Означает ли это, что, пока бюджет не раскошелится на огромную сумму, поля будут беззащитны перед засухами? Оказывается, есть альтернативный вариант. В начале июля правительство подготовило законопроект, по которому бюджет будет кредитовать только тех аграриев, которые застраховали свои посевы от неурожая. Такая страховка – дело накладное, она съедает до 20% стоимости урожая.

Поэтому собственники земли поневоле задумаются, не выгоднее ли вложиться в полив. Тогда и бюджетные деньги уцелеют, и урожай резко поднимется. Да и владельцы аграрных хозяйств, построившие за свой счет оросительные каналы на собственной земле, не будут чувствовать себя временщиками.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram