В конце июня Экономический совет СНГ порадовал любителей свежих фруктов серией «витаминных» откровений. Эксперты сравнили цены на свежие дары лета в России и тех странах, откуда их привозят. Оказалось, при пересечении границы СНГ фрукты и овощи в среднем дорожают…
в 5–8 раз.
«Три конца огурца» – такая шутка теперь в ходу у специалистов сельскохозяйственного комитета Экономического совета СНГ. Этим они дают понять, что накрутка на овощах и фруктах из соседних государств составляет от 300% и выше. «Для нас стало полной неожиданностью, что наценки такие высокие. Мы полагали, будет 30%, от силы – 50%. Но оказалось, что узбекский товар по дороге дорожает вчетверо, казахстанский – в пять раз, азербайджанский – в восемь», – рассказывают в совете.
Зная это, страшно подумать, сколько зарабатывают на фруктах перекупщики. На этой поляне крутятся огромные деньги, потому что Россия – второй после Европейского союза мировой потребитель импортных фруктов и овощей. При этом треть витаминной продукции приезжает к нам из СНГ. Своих фруктов России просто не хватает. Например, площади яблоневых садов в нашей стране ежегодно увеличиваются на 15–18%, но мы обеспечиваем себя яблоками только на 40%.
В целом, по данным Росстата, РФ ежегодно закупает за рубежом фруктов и овощей на 135 млрд. рублей. И в водах этого огромного финансового потока неплохо устроились несколько крупных рыб. «Все, кто варится в фруктовом бизнесе, знают, что его давно подмяли под себя буквально три-четыре очень крупных холдинга. Они взяли под контроль таможню и скупили всех крупных оптовиков», – говорит глава овощеперерабатывающего предприятия Сергей Зарянский.
Эксперты шутят, что мимо этих акул фруктового бизнеса ни один апельсин не проскочит. «Крупные импортеры фруктов живут припеваючи. Что касается поставок из СНГ, они обеспечили себе процветание, пролоббировав запрет на прямую продажу сельхозпродукции непосредственно производителями из этих стран», – добавляет осведомленный источник. Если хочешь возить в Россию узбекские дыни или армянский виноград – добро пожаловать в лапы посредников.
А им лучше не класть палец в рот. Благодаря сверхвысоким ценам посредники чувствуют себя настолько вольготно, что легко мирятся даже с потерей огромной части товара. По данным Минсельхоза, из-за отсутствия спроса до 35% импортных фруктов и овощей остаются нераспроданными и пропадают. Но посредникам выгоднее сгноить их, чем снизить цену.
Который год ситуация не меняется, хотя появилась надежда. С 1 июля Россия вступает в Таможенный союз с Казахстаном и открывает границу для товаров из дружественной республики. До создания союза государство взимало с импортных даров природы довольно высокие пошлины, которые достигали 25–40%. При этом на яблоки, картофель, редис и другие хорошо растущие в нашем климате культуры пошлины были в 2–3 раза выше, чем на экзотику.
Теперь перед таможней все овощи и фрукты равны, и все бесплатны для провоза. Конечно, речь идет только о казахстанском товаре. Но, по статистике, на Казахстан приходится лишь 2,5% фруктового импорта. Намного больше везут из Азербайджана (7,5%), Киргизии (4,5%) и Узбекистана (10%). Но тут есть хитрость. Эксперты не скрывают, что после создания союза таможня с Казахстаном наверняка превратится в «ворота», через которые к нам направятся дары природы из всех стран Закавказья и Средней Азии. Так что не удивляйтесь, если скоро увидите в магазине «казахский виноград» или даже «казахские бананы». Вопрос – собьет ли это цены? С одной стороны, запрет на прямые продажи фруктов производителями из СНГ никто не отменял. Поэтому вся выгода от отмены пошлин может пойти в карман перекупщиков. С другой стороны, так или иначе вакханалии с ценами на фруктовый импорт постепенно приходит конец. По крайней мере – до чиновников дошло: хватит кормить перекупщиков за счет населения.
Поэтому в июне 2010 г. Россия унифицировала требования к качеству фруктов с европейскими нормами. Отныне что хорошо по качеству для Европы – подойдет и нам. Это открыло зеленый коридор для груш, винограда, лимонов, персиков, абрикосов и т.д. от тех поставщиков, которых до этого в Россию не пускали. Раньше требования были сильно завышены, фактически – невыполнимы. При желании это позволяло забраковать любую партию товара, разорив конкурентов. Будем надеяться, что нас ждет фруктовый рассвет. Пусть на рынок хлынут тысячи небольших поставщиков, которые распугают «фруктовых акул» с их непомерным аппетитом.