Аргументы Недели → Экономика № 24(214) от 24.06.2010

Минтранс заблудился в Химкинском лесу?

, 16:40

Мы уже не раз обращались к теме Химкинского леса и строительству через него скоростной автомагистрали  Москва – Санкт-Петербург. Первым на страницах нашей газеты эту проблему поднял, кстати, известный журналист Михаил Бекетов, который вскоре после этого был зверски избит неизвестными и на всю жизнь остался инвалидом. История эта наделала немало шума, однако от проекта не отказались – у него весьма влиятельные покровители. В том числе Министерство транспорта России. Дело в том, что маршрут трассы максимально приближен к аэропорту Шереметьево-2, которым управляет это ведомство.

Идея строительства платных скоростных дорог в России появилась около десяти лет назад. Главным ее лоббистом выступило Министерство транспорта и его глава Игорь Левитин, а важнейшим проектом стала платная дорога М-10 «Россия», от Москвы до Санкт-Петербурга. Предполагалось, что десятиполосную дорогу стоимостью в 180 млрд. рублей построят на деньги частных инвесторов. Впрочем, таковых не нашлось, и поэтому строительство застопорилось. А вскоре выяснилось, что само дорожное строительство в нашей стране сдерживают и другие факторы фундаментального характера. И не только финансовые.

Известный факт: Россия тратит на свои дороги серьезные даже по мировым меркам суммы. Тем не менее Минтранс во главе с Игорем Левитиным и агентство «Росавтодор», строившее дорожную инфраструктуру, за последние шесть лет на практике доказали, что создавать в России бесплатные дороги за счет бюджета крайне сложно. Ведь, несмотря на рост расходов консолидированного бюджета на дорожное строительство в 2000–2009 годах в 25 раз (с 40,3 до 1023,7 миллиарда рублей, включая расходы на транспорт и связь), протяженность вводимых в эксплуатацию автомобильных дорог в России уменьшилась почти в три раза: с 7,9 до 2,7 тыс. километров.

С целью снижения госрасходов на дорожное строительство в 2009 г. в России было создано ОАО «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), которому уже передали 2 тыс. километров федеральных трасс. А к 2030 году, как предполагается, передадут около 20 тысяч. Половину из них ведомство переведет в разряд платных, и водители будут платить сначала косвенные налоги государству, а потом уже и прямые – за проезд. Однако и от планов по строительству платной дороги Москва – Петербург Минтранс не отказался.

Трасса, безусловно, нужная. Но есть в ней одна странность: ее маршрут в районе подмосковных Химок. В Москве новый автобан пойдет сначала вдоль Октябрьской железной дороги, а за пределами МКАД он неожиданно делает резкий поворот на север под углом 45 градусов в сторону Химкинского леса. Разрезав его пополам, магистраль доходит да аэропорта Шереметьево, после чего снова поворачивает южнее и возвращается на свое основное направление – вдоль Ленинградского шоссе.

Зачем скоростной трассе петлять в Химкинском лесу? Что там забыл Минтранс? Водителям придется не только снизить скорость, но и отмахать лишние десять километров. Кроме того, маршрут был выбран так, что он пролегает буквально в 100 метрах от жилых строений в Химках и при этом проходит через все уникальные заповедные места Химкинского леса – столетнюю дубраву, мезоторфное клюквенное болото у Клязьмы и так далее. Полоса отчуждения у трассы, по первоначальным планам Минтранса, вообще должна была составлять три километра!

Лишь благодаря протестам экологов, Гринписа России, Всемирного фонда дикой природы и жителей Химок удалось сузить полосу обеспечения до 100 метров. Накал борьбы между строителями и общественностью из организации «За Химкинский лес» был настолько высок, что противостояние попало на контроль уполномоченному по правам человека в России Владимиру Лукину и генеральному прокурору Юрию Чайке.

По мнению эксперта Михаила Блинкина из НИИ транспорта и дорожного хозяйства, у нынешнего маршрута трассы есть как минимум пять альтернатив. При этом самая удобная – это коридор вдоль железной дороги. Упорство в прокладке дороги через Химкинский лес и приближении ее к аэропорту Шереметьево может объясняться лишь одним – лоббизмом такого решения со стороны ведомства Игоря Левитина, являющегося по совместительству главой совета директоров «Аэрофлота».

Сейчас Химкинскому лесопарку фактически подписан смертный приговор. К 2013 г. будет уничтожена одна из немногих экологически чистых и зеленых площадок у Москвы, где до сих пор живут кабаны, лоси и косули, а жители Химок получат рядом со своими домами чадящую и гудящую трассу.

Единственная надежда у общественности и экологов теперь остается на Европу. Одним из соинвесторов проекта трассы М‑10 назывался Европейский банк реконструкции и развития. Скандал вокруг магистрали, если он будет вынесен на европейский уровень, может реально повлиять на решение ЕБРР участвовать в этом проекте.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram