В нынешнем году нас ждет небывалый урожай чая. Если год назад российские хозяйства собрали 300 т этой культуры, то сейчас планируется получить втрое больше – 1 тыс. тонн.
Причина подъема – крестьяне резко нарастили чайные посадки. Они увеличились до 100 тыс. га и превзошли советский уровень. Чай в нашей стране выращивают в Краснодарском крае – с мая по август эта культура успевает дать шесть-семь урожаев. Это неплохой показатель, хотя и не такой замечательный, как в Юго-Восточной Азии, где чай собирают практически круглый год.
Но главное, по сравнению с советскими временами резко выросло его качество.
Во-первых, хотя чай – непривередливая культура, собирать его сложно. Как известно, хороший напиток получается только из верхних листков куста. Работать на плантации нелегко: чтобы изготовить 1 кг высушенного чая, сборщику приходится снимать 4 кг листов.
Поэтому еще 20 лет назад листы собирали с помощью машин. Это резко ускоряло процесс, но в результате в напиток попадали нижние листы и даже стебли. Сейчас российский урожай снимают вручную, так же как в главных чайных странах: Китае, Индии и Шри-Ланке.
Во-вторых, лучшим из российских чаев считается байховый. В него для улучшения вкуса добавляют нераспустившиеся почки. Если в СССР выпускали только 30% байхового чая, то в наши дни его доля приблизилась к 100%.
Правда, даже с учетом нынешнего рекордного урожая на российский чай приходится не более 1% потребляемого в стране напитка. Россияне пьют больше чая, чем англичане. Наша страна – крупнейший в мире импортер этой культуры, а в общей сложности мы потребляем более 160 тыс. тонн чая в год.
Как и англичане, девять десятых жителей России пьют черный чай, в основном так называемые ассамские сорта, выращенные в Индии и Китае. Отличие лишь в одном: 60% чая в нашей стране расфасованы в пакетики. Понятно, что качество пакетированных изделий далеко не идеальное. К примеру, нередко в них щедро добавляют дешевые африканские сорта. Встречается низкосортный лист и в поставках из Азербайджана. Кстати, это единственная из постсоветских стран, которая полностью обеспечивает себя чаем. Там выращивают 20–30 тыс. тонн этого продукта в год.
Даже если лист качественный, часто в него щедро добавлены ароматизаторы. Согласно ГОСТу, доля разного рода примесей в чае может достигать 50%. Как показали многочисленные проверки и тесты, в реальности некоторые производители доводят долю примесей до 60–70%. Этому давно пора положить конец, но депутаты никак не могут принять технический регламент на чай, который еще осенью поступил на рассмотрение Госдумы.