«Тот, кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав туда». …Это излюбленное изречение Марка Твена, наверное, лучше всего подходит под описание того, что творилось на мировых биржах последние несколько недель.
Казалось бы, статистика из Америки и Европы приходит положительная. И формально оптимисты могут смело рассуждать об уверенном экономическом росте. Однако глобальные рынки лихорадит. Учитывая, что мы с вами не оптимисты (пессимистами, я думаю, нас с вами тоже не назовешь), а реалисты, то понимаем что к чему. Эта самая реальность подсказывает, что как только мировые Центробанки перестали вкачивать в финансовую систему ликвидность (проще сказать, стали меньше печатать денег), то неожиданно все стало не так уж и хорошо.
Инвесторы «вдруг» стали замечать, что в мире существует огромное количество рисков. А тут как назло еще и геополитика вмешалась. Я имею в виду события вокруг Северной и Южной Кореи. Уже лет тринадцать на бирже в Сеуле не было такой паники. Последний раз торговые платформы на местной бирже «зависали» 31 августа 1997 года. Этот день принято считать точкой отсчета «азиатского финансового кризиса».
Нынешний кризис ударил и по населению. В магазинах Сеула в мгновение ока смели с полок соль, спички и все, что нужно для людей (а значит, и для инвестора), чтобы достойно пережить лишения и невзгоды в трудные времена. Информационные агентства Республики Корея то и дело приводили в смятение толпу спекулянтов, скопившихся на Korean Stock Exchanges, сообщая о готовности северян ударить по Сеулу. В итоге лишь вмешательство Центробанка Южной Кореи помогло взять ситуацию на рынках под контроль благодаря масштабной интервенции на валютном рынке.
Парадокс заключается в том, что Сеул повел себя слишком уж воинственно, пообещав, что не оставит безнаказанным потопление своего корабля (конфликт возник из-за того, что КНДР обвинили в атаке на южнокорейский корабль) и ответит жестко и без всяких традиционных компромиссов. Теперь получается, что южнокорейские политики сами себя «загнали в угол». Если испугаются угроз из Пхеньяна, то получается, что товарищи из Политбюро северных корейцев в следующий раз смогут издеваться над южнокорейскими политиками как им вздумается. Например, устроить небольшую прогулку танковой колонны по улицам южнокорейской столицы. Поэтому рынки так серьезно отнеслись к событиям в Азии.
Глобализация есть глобализация.