В Россию давно и победно пришла западная отверточная сборка автомобилей. Чести в этом – никакой, зато хотя бы машины на улицах – приличные. Тем временем все еще остающийся на плаву АвтоВАЗ решил взять реванш. Компания вспомнила о своем славном прошлом и открыла отверточную сборку… в Великобритании.
Правда, автор идеи насчет британской сборки – не сам АвтоВАЗ, а его совладелец – компания «Рено». Французы сообразили, что перед нашими «пятерками» и «семерками» внезапно открылась уникальная рыночная ниша. Дело в том, что на мировом авторынке появилась новая мода – ультрадешевые машины, ценой 3–5 тыс. долларов.
Все началось с того, что британский авторынок атаковали индусы со своей микролитражкой «Тата Нано». В самой Индии это – самая доступная машина стоимостью 2,5 тыс. долларов. Она призвана перетянуть миллионы семей с дешевых мопедов на четырехколесные аппараты. Так – безопаснее, потому что, когда мама, папа и ребенок едут на одном-единственном «мокике», это может кончиться очень плохо. В Индии такое «автошоу» – в порядке вещей.
В общем, «Нано» изобрели, чтобы решить социальные проблемы Индии. Но тут в «Тата-Моторс» задумались. Идея автомобиля, который стоит половину месячной зарплаты типичного европейца, – неплохо. Вдруг сработает? Вот и начали собирать свое чудо в Великобритании. Разумеется, комплектация намного богаче индийской, под стать европейским стандартам. Поэтому и цену назначили – 5 тыс. фунтов стерлингов (порядка 8 тыс. долларов). Конечно, ценник далеко не индийский, зато для Британии – крайне дешево. Как минимум в качестве модного увлечения среди молодежи такая машина точно пойдет.
И тут на пути индусов встала «Рено», которая вооружилась вазовской классикой. Идея такая: классические «Лады» стоят тех же денег, что и «Нано», а то и дешевле. Но на нашей стороне огромное преимущество. Потому что в Британии «Лада» – раскрученная марка. На территории Туманного Альбиона продукцию АвтоВАЗа собирали с 1970 года. За 25 лет продали… более 300 тыс. машин. Что скрывать, в те времена это тоже был самый доступный автомобиль… Правда, 13 лет назад сборка прекратилась. Но нашу марку в Англии помнят. В Британии до сих пор действует клуб фанатов тольяттинских автомобилей, в нем и сейчас состоят 10 тыс. человек.
В общем, если английский проект пойдет, это будет только началом покорения мира. «Лады» известны не только в Англии. За 40 лет существования АвтоВАЗ отгрузил на экспорт 1,6 млн. автомобилей. Советские «Жигули» собирали в Греции и в Финляндии. В конце 1990-х даже собирались открывать сборочное производство в Новой Зеландии, но этому помешал распад СССР.
Второе дыхание зарубежной сборки пришло в середине 1990-х годов. С 1996 г. заработали отверточные заводы АвтоВАЗа в Египте, Турции, Эквадоре и Уругвае. С тех пор тольяттинский завод экспортирует по 150 тыс. машинокомплектов в год. 86 тыс. из них приходится на «Лады», 54 тыс. – на «Нивы». Хотя эта марка официально принадлежит не АвтоВАЗу, а отдельному совместному производству «Дженерал моторс-АвтоВАЗ».
«Лады» и «Нивы» до сих пор поставляют не только в страны третьего мира, но и в Европу. В прошлом году 4,6 тыс. автомобилей разошлось в Германии, почти 1 тыс. – в Сербии, по 200 – в Италии и Греции. В Германии продукция АвтоВАЗа даже вошла в… 30‑ку самых продаваемых моделей и по продажам обогнала таких корифеев немецкого автопрома, как «Мерседес» и «БМВ». Немцы ринулись скупать дешевые «Лады», когда их правительство запустило программу утилизации старых машин в обмен на субсидию в 2,5 тыс. евро.
Но все же самые верные зарубежные потребители классики – страны СНГ. В нынешнем году на Украине планируется продать 40 тыс. «Лад», их будут собирать на Запорожском заводе. Поставки в Казахстан и Узбекистан должны вырасти до 30 тыс. штук…
В общем, интересная получается ситуация. На родине дела у волжского завода идут все хуже – в прошлом году он продал в России всего 345 тыс. автомобилей. Для сравнения – в 2008 г. было 800 тысяч. Тем временем число иностранных покупателей растет. Так, глядишь, «Лады» скоро превратятся… в иномарку. И будут поставляться к нам из Египта и Британии.