Аргументы Недели → Экономика № 18(208) от 12.05.2010

Ледяные поправки

, 17:51

Депутаты Госдумы вспомнили про любителей мороженого и приняли в первом чтении поправки в технический регламент о молочной продукции. Если новые правила вступят в силу, производителям придется либо резко улучшить качество большинства марок мороженого, либо переименовать их в мелорин.

Правила ужесточат, чтобы предостеречь покупателей. Название «мелорин» будет означать, что в данное мороженое производитель положил растительные, а не молочные жиры. Вдобавок этих жиров – больше 6%. Эксперты объясняют, что обычно добавляют самые доступные, но и наиболее вредные виды масла – пальмовое и кокосовое. А чтобы отбить их экзотический аромат, заодно мороженое обильно накачивают вкусовыми добавками.

Пока депутаты не взялись за поправки, производители ледяных сладостей чувствовали себя вольготно. По действующим правилам, существуют четыре вида мороженого. Три первых сорта – самые качественные. Это знакомые с советских времен: молочное, сливочное и пломбир. По закону, в молочном мороженом должно быть до 7,5% жира, в сливочном – 8–11%, в пломбире – до 20%. Самое главное – в них нельзя добавлять никакого жира, кроме молочного.

Поэтому пломбиры остаются такими же вкусными, как полвека назад. И потому их любят даже за границей. По статистике, Россия экспортирует в четыре раза больше мороженого, чем покупает за рубежом.

Проблема в том, что на качественные сорта приходится менее трети продающегося в стране мороженого. Тогда как оставшиеся 70%, или 300 тыс. т в год, занимает четвертый вид. Это так называемое мороженое с растительными жирами.

Производители заполонили им рынок не от хорошей жизни. По сравнению с советскими временами потребление мороженого в России резко упало. По статистике, в 1990 г. жители страны в среднем съедали 7 кг мороженого в год, в 2008 г. – только 3,5 килограмма.

«Это связано с тем, что 20–30 лет назад мороженого было вдоволь, а вот других продуктов недостаточно. Сейчас, когда все в изобилии, потребители ушли в другие сектора. Это нормальное явление для рынка, хотя для нас это не очень хорошо», – объясняет представитель Союза мороженщиков России.

Вот мороженщики и пустились во все тяжкие, лишь бы удержать розничную цену и не потерять покупателей. Чтобы не удорожать товар, в ход пошли дешевые растительные масла. Выгода для производителя тут налицо. Молочный жир оптом стоит более 200 руб. за кг, тогда как кокосовое масло обходится в 50 руб. за 1 кг, а пальмовое – еще на 10 руб. дешевле.

В результате самое недорогое мороженое давно превратилось в «последний оплот сухого молока», а хладокомбинаты стали самыми верными клиентами поставщиков дешевого масла. И они не собираются уступать эти позиции без боя. По данным «АН», как только на горизонте замаячили поправки в техрегламент, мороженщики написали слезное письмо в правительство. Вопрос – уступит ли оно ледяному лобби?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram