После «неожиданного» обвала фондовых индексов на прошлой неделе мировые биржи никак не могут восстановиться. Но то, что произошло в Нью-Йорке в четверг 6 мая, только неискушенному наблюдателю может показаться странным или подозрительным событием.
Любители «теории заговоров» наверняка еще долго будут искать причину именно в этом аспекте. Они наивно полагают, что из-за какой-то несчастной Южной Европы крупные спекулянты решили устроить обвал, неплохо заработав на понижении стоимости активов. Все гораздо проще. Вспоминаю старый добрый анекдот – главврач больницы докладывает чиновнику: «В нашей больнице с лечением все в порядке. От какой болезни лечим больного, от той он и умирает».
Я уже много раз говорил, что финансовая экономика до добра не доведет. Благодаря усилиям чиновников и политиков банковский сектор по всему миру накачали деньгами, рассчитывая, что «благодарные» банкиры в ответ начнут кредитовать реальный сектор экономики. Но проходит месяц за месяцем, а воз и ныне там. По-прежнему банки придерживают кредиты, а государство продолжает поддерживать банки, которые, в свою очередь, неплохо зарабатывают на спекуляциях.
Но пресловутая денежная ликвидность, благодаря которой рынки росли как на дрожжах, целиком и полностью зависит от политики американского Центробанка. Поэтому не удивительно, что как только этот «денежный насос» приостановил работу, от видимой стабильности не осталось и следа. Это и есть основная причина того обвала, который быстро привел инвесторов в чувство, спустив с небес на землю.
Банкам ведь все равно, в какую сторону спекулировать. Можно играть на понижение, можно на повышение. Учитывая, что стоимость активов за последние месяцы возросла слишком сильно (на фоне стагнации в мировой экономике), было понятно, что бесконечно играть на повышение уже нельзя. Решили сыграть на понижение. Тут-то и выяснилось, что без денег американского Центробанка рынки просто не имеют поддержки. Иными словами, нет того количества покупателей, которое позволило бы банкам так же успешно спекулировать, как в старые добрые времена.
Фактически в эти дни мы увидели реальную стоимость всей нынешней финансовой экономики. Буквально за несколько часов стоимость активов, которые дорожали почти 47 недель подряд, обесценилась почти наполовину. Представляете удивление и ужас инвесторов, которые, можно сказать, «потом и кровью» зарабатывали себе на жизнь? Однако вряд ли стоить жалеть таких людей. В нынешней ситуации только неисправимые оптимисты могут покупать акции, не понимая или не желая понимать, что в сущности они покупают актив, стоимость которого уже завтра может упасть в десятки раз. Просто ценность этих активов (акции или коммерческая недвижимость), мягко говоря, несколько преувеличена.
Желание таких оптимистов поверить в то, что решение проблемы долгов стран Южной Европы за счет очередного вмешательства государства (в данном случае Евросоюза и европейского Центробанка) поможет спасти рынки, вызывает откровенную жалость. Греция, Испания, Португалия и другие «безнадежные» страны Европы – это лишь следствие. Причина – в ином. У самого государства тоже слишком много долгов и, соответственно, проблем.
Например, в тот пресловутый четверг рынок акций рухнул из-за одной технической, можно сказать, причины. Государству, в данном случае Минфину США, срочно понадобились деньги для латания дыры на внутреннем долговом рынке. Деньги просто перебросили именно в тот сектор. И все. Рынок акций исчез. Стал просто неликвидным, что и привело к такому провалу. Уверяю вас, что это только начало. Слишком много у государства дыр. Не только у американского. У всех.
Нынешняя финансовая модель в любом случае обречена. Хотя бы потому, что бесконечно государство не сможет поддерживать ни банки, ни рынки. Пора уже и о себе подумать. О государстве.