Скоро стать врачом сможет каждый, даже если у него нет ни опыта, ни образования. При этом населению придется оплачивать практически все услуги государственных клиник. Именно такие выводы напрашиваются после известия, что правительство собирается отменить лицензирование платных медицинских услуг. Как заявляют в Минздравсоцразвития, новые правила вступят в силу с начала следующего года.
Суть новаций такова: частные клиники можно будет открывать без лицензии. А государственные больницы получат право создавать платные отделения, не получая никаких дополнительных разрешений. Напомним, что сейчас государственным клиникам оформить оказание платных услуг законным образом практически невозможно.
Попробуем разобраться, чем грозит эта реформа. Прежде всего означает ли это, что путь в медицину будет открыт разного рода шарлатанам, самозванцам и недоучкам? В Минздравсоцразвития утверждают – ничего подобного. Там обращают внимание, что всем врачам по-прежнему придется получать личные сертификаты, подтверждающие их квалификацию.
Особую гордость медицинских чиновников вызывает тот факт, что отечественная система сертификации докторов якобы гораздо жестче, чем, например, американская. В США сертификат врача выдают один раз и на всю жизнь. В России врачи должны подтверждать квалификацию каждые пять лет. При этом у нас в стране – 90 «основных врачебных специальностей», а в Соединенных Штатах – только 35.
Хотя у критиков реформы другое мнение. Все бы хорошо, если бы система персональной сертификации врачей работала без сбоев. Но факты говорят, что это не так. Вот несколько вопиющих примеров. Недавно в Чите поймали… фальшивого стоматолога. Он два года держал кабинет, который за это время посетили более тысячи человек. Оказалось, что документы о медицинском образовании и лицензия у «доктора» липовые. Причем последним местом работы в его трудовой книжке значился… таксомоторный парк.
В Калининграде раскрыли лжеврача, выдававшего себя за знаменитого психотерапевта. Люди охотно потянулись в его приемную. По данным следствия, «мозгоправ» надул клиентов на 1 млн. рублей. В Томске «прихлопнули» кабинет пластической хирургии, где операции проводил бывший медбрат. Этот доктор-самородок научился орудовать скальпелем, наблюдая за тем, как проводят операции настоящие врачи.
Такие случаи далеко не единичны. При этом все врачи-самозванцы подвизались на ниве частной медицины. Поэтому страшно подумать, какое количество шарлатанов может расплодиться в частных медучреждениях после отмены лицензий. Это снимет с клиник ответственность за квалификацию врачей и даже отменит нынешнее требование, по которому у главного врача должен быть стаж в медицине не менее пяти лет.
Второй важный вопрос: что будет с «условной бесплатностью» нашей государственной медицины? Единственное видимое улучшение от нововведений: пациенты будут платить за лечение не в конвертах – из рук в руки, – а через кассу. Потому что новые правила, по сути, легализуют теневую медицину, повсеместно процветающую в государственных клиниках.
Это делается намеренно – в рамках печально известной реформы бюджетных учреждений, которую проталкивает Министерство финансов. Попросту говоря, бюджет намерен спихнуть с себя содержание… школ, библиотек, больниц, театров и т.д… Им резко урежут госфинансирование, которое сейчас составляет 5 трлн. руб. в год. А взамен выпустят бюджетные учреждения на вольные хлеба.
Чем это закончится – ясно как божий день. В образовательных кругах широко обсуждается, что школы начнут брать плату за все уроки, проводимые сверх обязательного минимума. Этот минимум пока не утвержден, но, по некоторым данным, он будет ограничен… двумя уроками литературы, двумя – математики, одним – физики, географии и физкультуры. Это – в неделю.
По тому же пути волей-неволей пойдут государственные 6,5 тыс. больниц и 11 тыс. поликлиник, в которых работают более 2 млн. медиков. Хотите лечиться бесплатно – наложим бинт и помажем зеленкой. Нужно большее – добро пожаловать «с баблом». Наверное, это позволит докторам сохранить нынешний уровень доходов. Но что при этом станет со здоровьем нации? Ни А. Кудрина, ни Т. Голикову это, похоже, не заботит.