Безумие на финансовых рынках продолжается. Биржевые индексы во всем мире ускорили рост, после того как американский центробанк принял решение сохранить свою политику дешевых денег на прежнем уровне.
Происходит это, несмотря на то, что в своих комментариях финансовые чиновники США явно дали понять, что уже обеспокоены тем, что на фоне дешевых денег стали формироваться дисбалансы на внутреннем финансовом рынке. При этом спекулянты активно разгоняют стоимость активов все выше и выше. На рынки развивающихся стран обрушился такой ливень из денег, которого не было даже в былые «тучные» годы.
Идея так называемого размежевания живет и побеждает. Все чаще в академических беседах западные аналитики рассуждают о том, что мир стал новым. Теперь инвесторы должны вкладывать деньги только в финансовые активы в Азии и странах, тесно связанных с экономической активностью в этом регионе. Якобы умирающий западный потребитель (который до сих пор обеспечивал благополучие) уже не сможет изменить текущие процессы.
Естественно, российский фондовый и валютный рынки тоже получили свою порцию меда. Ведь бум в Азиатском регионе подразумевает постоянный спрос на сырье и в первую очередь на нефть. В западной деловой прессе даже появилось множество аналитических статей, в которых экономисты и профессора предостерегают, что очень скоро нефти станет не хватать. Забавно то, что подобных материалов становится очень много, как только растут финансовые рынки и цены на нефть. Но в случае смены тенденции этих оракулов как рукой сметает.
Принято считать, что потребность человечества в нефти невозможно удовлетворить. Что фатальный разрыв между спросом на нефть и ее предложением неминуем. Очень часто, однако, то, что считается общеизвестным, является ложным. Нефтяного кризиса, понимаемого как некий драматический разрыв между спросом и предложением, не существует и никогда не существовало.
Во-первых. Нефть не является единственным видом топлива, относительно которого принято думать, что его запасы вот-вот будут исчерпаны. В недрах той же Европы и Китая находятся миллиарды тонн угля. И, если цена на нефть станет слишком высокой и окажется непосильным бременем для бюджетов Евросоюза или Америки, придется этот уголь разрабатывать снова. Затраты себя вполне окупят.
Во-вторых. Концепция исчерпания запасов так распространена, потому что она кажется очевидной. Однако в глобальном измерении концепция исчерпания никогда не была верна. В конце 1970 г. доказанные запасы в странах, не входящих в ОПЕК, составляли 200 млрд. баррелей. За последовавшие 33 года эти страны добыли 460 млрд. баррелей. А их запасы на сегодня оцениваются в 209 млрд. баррелей.
Рост научно-технического знания снижает затраты, делая рентабельной добычу из не эксплуатирующихся сегодня запасов, расположенных в известных нефтяных провинциях и побуждая открывать новые. Таким образом, если цены на нефть будут расти все выше и выше, это неминуемо приведет к тотальному увеличению разработки всех существующих месторождений. И качать начнут даже из тех скважин, где стоимость барреля равна стоимости автомобиля Bently. Бойтесь дешевой нефти, а не дорогой!