Аргументы Недели → Экономика № 9(199) от 11.03.2010

Большие проблемы малого бизнеса

, 16:57 , Обозреватель отдела Экономика

Весь прошлый год правительство упорно помогало малому бизнесу, который в кризис оказался в особенно тяжелом положении. Денег потратили изрядно: если в 2008 г. на разнообразные программы поддержки «малышей» федеральный бюджет выделил 3,5 млрд. руб., то в 2009 г. - уже 48 млрд. рублей. А в нынешнем году помощь в экстренном порядке увеличили с 10 до 25 млрд. рублей. Но, похоже, эти капиталы опять канут в пустоту.

Дорога к деньгам

 «АН» сами - типичный малый бизнес. Поэтому первым делом мы поинтересовались, как получить деньги. Оказалось, госпомощь распределяется по двум каналам. Более половины средств достается местным властям, которые сами решают, как помочь своим бизнесменам. Тут каждый пускается кто во что горазд.

Например, в Татарстане малый бизнес получает в аренду площади технопарка по ценам на треть ниже коммерческих. Успех превзошел ожидания: в технопарке поселились сотни малых предприятий, в основном - поставщики КамАЗа. Между ними развернулась бешеная конкуренция, и качество продукции завода от этого выиграло.

С другой стороны, в Новосибирской области местные власти решили поддержать безработных, пообещав безвозвратные ссуды в 450 тыс. руб. на открытие малого бизнеса с нуля. Эффект получился неожиданным: хотели осчастливить 700 человек, но за бесплатной помощью обратились менее 300. Когда разобрались, оказалось, что чиновники поставили невыполнимые условия: ссуду нельзя использовать ни на зарплаты, ни на рекламу, ни на закупку товаров.

В общем, на этом направлении все зависит от того, насколько разумно действуют местные власти. Но есть и второй канал. Это госгарантии по льготным кредитам для «малышей». Схема работает так: миллиарды рублей идут Российскому банку развития - дочке государственного Внешэкономбанка. Он выбирает региональные банки, а они, в свою очередь, кредитуют малые предприятия. При этом было обещано, что ставка по кредитам не превысит 14%.

На деле схема работает плохо. Кроме общеобязательных критериев каждый банк может устанавливать дополнительные ограничения. Например, точно не дадут денег компании, просрочившей выплаты по кредиту или принадлежащей более крупной структуре. Но главное - никакими 14% годовых на деле и не пахнет. «В Томске процент был больше двадцати. В некоторых регионах предприниматели даже называют цифру 24%, что вообще запредельно», - жалуются в организации малого бизнеса «Опора России».

В общем, попробовать стоит, но практика показывает, что шансы малы. Это легко подтвердить: эксперты приводят немало занятных фактов. Прежде всего о самом существовании этой поддержки слышали очень немногие. Если верить опросу, который в конце прошлого года прошел в 22 регионах страны среди 10 тыс. малых предпринимателей, то 87% их них в помине не видели никакой антикризисной помощи и не знают о ней. При этом треть из тех оставшихся 13%, которые получили хоть какое-то вспомоществование, давали за это «откаты» в размере до половины суммы, выданной государством на поддержание штанов.

В 2009 г. закрылось 20% малых предприятий.

Так что чиновники помогали в основном сами себе. Первые итоги такой политики впечатляют. В 2009 г. оборот малых предприятий рухнул на четверть, а их число сократилось на 20% - до 228 тысяч. Благодаря этому страна недосчиталась 350 тыс. рабочих мест. Самое грандиозное падение было в Волгоградской области, где разорились 5 тыс. из имевшихся 14 тыс. малых предприятий. Также в глаза бросается сибирский «бизнес-армагеддон» - в этом федеральном округе «малышей» стало меньше на треть. Схожая ситуация - в Южном ФО.

Первое, что приходит на ум после знакомства с этими данными, - помощь для маленьких банально разворовали. Но все не так просто. Для начала - сумма в 48 млрд. руб. хоть и впечатляет, но... была недостаточной. «Мы посчитали, что общая доля помощи малому бизнесу от всего пакета антикризисных мер составила 1,6%», - говорит президент организации «Опора России» Сергей Борисов. Это очевидная несправедливость, потому что вклад малого бизнеса в ВВП превышает 20%.

Другой важный момент: нет сомнений, на самом верху действительно искренне хотят помочь «малышам». Хотя бы потому, что в этом есть немалый меркантильный интерес. Госбюджету, в котором зияет дыра в триллионы рублей, срочно нужен новый мощный источник дохода. Поэтому взгляды в очередной раз обратились на малый бизнес, у которого - огромный потенциал роста.

Судите сами: по мировым меркам, нынешний 20%-ный вклад «малышей» в ВВП очень невелик. В странах Большой семерки он достигает 70% ВВП. Так что если подрастить эту поляну, впоследствии с нее можно стричь громадные налоги. Подсчитано, что их сумма примерно в 15 раз превысит те деньги, что перепадают бюджету от «Газпрома», который давно выбил для себя гигантские налоговые льготы. «Малый бизнес - это очень крупный экономический резерв. Но его душат. По малому бизнесу у государства нет стратегии, как, впрочем, у него нет вообще никакой экономической стратегии на сегодняшний день», - уверен научный руководитель института экономики РАН академик Леонид Абалкин.

Закон овцы

Вообще-то нельзя сказать, что правительство не ударило палец о палец по части помощи «малышам». Наоборот, сделано очень много хорошего. Например, отменили кассовые аппараты, вдвое сократили число проверок, перетряхнули систему лицензирования. Проблема в том, что кремлевские мечты о процветающем малом бизнесе регулярно разбиваются о реальность, в которой живет низшая бюрократия.

«Тут есть западня. Дело в том, что в России местные власти не получают налоги от малого бизнеса. Поэтому они не заинтересованы в его развитии. Эти деньги уходят «наверх» - на уровень региона, федерации. Если в моем муниципалитете развиваются малые предприятия, я становлюсь донором. Излишек у меня «состригут» и отдадут соседу, который не делает ничего. Зачем мне его кормить?» - говорит эксперт Института системных исследований проблем предпринимательства Олег Шестоперов.

Неудивительно, что муниципальные чиновники предпочитают вступать с предпринимателями в неформальные отношения. Не секрет, что малый бизнес для них - главная кормовая база и основа личного обогащения. Все настолько запущено, что, похоже, порой на местах не действует даже элементарное правило про овцу, которую надо сначала вырастить, а затем уже стричь. Недавно в предпринимательском сообществе вызвала изрядный шум история бизнесмена Петра Борисова из г. Лысково Нижегородской области.

Он 10 лет назад построил маленькое придорожное кафе, потом вложил заработанные деньги в его реконструкцию и закупку нового оборудования. Потратил все до копейки, влез в долги - на взятки денег уже не осталось. На этом и погорел. Местная администрация объявила реконструкцию незаконной постройкой, добилась ее сноса, а также приказала демонтировать фундамент, восстановить склон оврага в первоначальном виде и заплатить штраф в 4 тыс. рублей.

Вот оно, развитие... Так что одной рукой чиновники дают, но мало. Другой отбирают, порой - все. Что же касается настоящей помощи малому бизнесу, то все как один опрошенные нами эксперты были единодушны. Лучшая подмога со стороны государства - оставить его в покое и не мешать развиваться.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram