Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 6(196) от 18.02.2010

Финская война на сырном фронте

, 17:32

Минсельхоз собирается потратить 2,8 млрд. руб. на программу выкупа у крестьян излишков... сыра и масла. Продовольствия закупят так много, что его хранение обойдется государству еще в 300 млн. рублей. Вряд ли население будет этим довольно. Потому что интервенции проводят, чтобы удержать цены от падения в период, когда весной наступит сезон «большого молока». Еще сильнее удивляются аналитики: нашим сыроварам сейчас нужен кнут, а не государственный пряник.

Дырявый триумф

Поначалу все было прекрасно: российский рынок сыра десять лет подряд был одним из самых быстрорастущих в мире. С 1999 по 2009 г. спрос вырос в три раза - с 250 до 760 тыс. тонн. При этом с осени прошлого года российские сыры начали теснить импорт по всем фронтам. В прошлом году собственного сыра в стране сварили более 500 тыс. т, тогда как заграничного купили 250 тыс. тонн. Для сравнения: семь лет назад импорт сыра в пять раз превышал собственное производство.

Подъему очень помогло то обстоятельство, что с началом кризиса массовый спрос переключился на недорогие сорта стоимостью менее 200 руб. за килограмм. «Несмотря на кризис, производство сыра в России в 2009 году выросло. Отечественные предприятия нарастили свою долю на рынке на 10%», - радуется исполнительный директор Союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов.

Но потом что-то случилось. Еще три месяца назад всем казалось, что отечественному сыроварению уготовано блестящее будущее, но вышло иначе. В начале 2010 г. неожиданно и резко вновь вырос спрос на импортные сыры. В целом по стране продажи подскочили на 25%, в ряде крупных городов рост достиг 40%.

Что произошло? Отечественные сыроварни сами виноваты, потому что весь прошлый год они неустанно переписывали ценники в сторону повышения. В результате их продукция подорожала на 30-40%. «При этом не произошло ни существенного расширения ассортимента, ни каких-либо других «инноваций». Российские сыроделы только поднимали цены и жаловались на дешевый импорт», - объясняют в Институте конъюнктуры аграрного рынка.

Когда всем стало ясно, что российский сыр дороже импортного, этим не могли не воспользоваться иностранные производители. Весь прошлый год они страдали от затоваривания складов, поэтому в отличие от российских сыроваров с ценами обращались крайне аккуратно. Благо их было куда снижать, потому что с начала кризиса стоимость молочных продуктов в Европе упала в два раза.

Под конец 2009 г. стало еще веселее, поскольку разразилась... «финская война». Так специалисты называют ценовую схватку между двумя крупнейшими импортерами сыра в Россию - финскими компаниями «Валио» и «Арла».

Сырьевой парадокс

Они решили, что кризис - удачное время для наступления, и принялись наперегонки снижать цены. Чтобы закрепиться получше, развернули в нашей стране обширные сети филиалов. Теперь офисы финских компаний есть даже на Урале, в Поволжье и на Юге страны.

Это только первый этап сырной схватки. Вскоре на место сражения подтянется «тяжелая артиллерия». Основной ударной силой, которую финны бросят на прорыв российского сырного рынка, станет строительство собственных предприятий. «Арла» на этот счет особо не откровенничает, но известно, что она давно готовится построить в России сырный завод мощностью не менее 10 тыс. т в год.

Что касается «Валио», то она уже вложила 50 млн. евро в строительство в Подмосковье предприятия мощностью 8 тыс. т в год. Это будет крупнейшая сыроваренная фабрика в нашей стране. Кроме того, финский концерн давно присматривается к покупке Гатчинского молочного завода в Ленинградской области.

Дальше стало еще интереснее. Пока финны воевали между собой за место под уральским сырным солнцем, с Запада подошли... французы. Третий по величине мировой производитель молочной продукции и крупнейший сыровар Европы - концерн «Лакталис» действует путем скупок и поглощений. Он объявил, что покупает одну из крупнейших российских сыроварен - Ефремовский маслосыродельный комбинат в Тульской области. Мощность предприятия превышает 2,5 тыс. т сыра в год, что полностью закрывает потребности двух миллионных мегаполисов. Предприятие обременено долгами, поэтому досталось французам очень дешево - сумма сделки не превышает 14 млн. евро.

В общем, понятно, что на сырном фронте грядут большие перемены. Очевидно, что зарубежные молочные концерны действуют по той же схеме, которая уже сработала с рынками конфет, соков, сигарет и прохладительных напитков. «Воспользовавшись слабостью и разобщенностью российских производителей, несколько крупнейших иностранных компаний планомерно подминают под себя индустрию», - уверен руководитель «Союзмолока» Андрей Даниленко.

Но вот вопрос: так ли это плохо для российского потребителя? Возможно, он только выиграет. Как именно? Дело в том, что эксперты давно обнаружили «российский сыровой парадокс». Он заключается в том, что в масштабах всей страны у производителей кисломолочной продукции не сходятся концы с концами. Известно, что на производство одного килограмма сыра уходит 10-12 л молока. В прошлом году Россия поставила исторический рекорд, выпустив 400 тыс. т твердых сортов сыра и 150 тыс. т сливочного масла. В общей сложности на это потребовалось примерно 8 млн. т свежего молока. Но вот незадача: все годовое производство этого продукта в нашей стране не превышает 7 млн. тонн. Вдобавок нужно из чего-то делать не только сыры, но и кефиры, сметану. Да и молоко в пакетах, если верить чиновникам, обязано быть цельным и свежим.

Секрет загадочной «потери молочной массы» - во многие отечественные сыры от души добавляют дешевое растительное масло. Хорошо, если подсолнечное, но чаще - соевое или пальмовое. Пока российские сыровары снимают сливки с помощью сомнительного трюка, европейские пекутся о качестве. Какое там пальмовое масло! Достаточно сказать, что требования к основным органолептическим показателям молока, которое используется в сыре, в ЕС в пять-восемь раз жестче, чем в России.

Если эти стандарты перенесут на нашу почву, молочной промышленности придется подстраиваться под новые, гораздо более высокие требования. А это пойдет на пользу и предприятиям и потребителям их продукции.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram