В Набережных Челнах забили очередной гвоздь в гроб АвтоВАЗа. Совместное предприятие компаний «Фиат» и «Соллерс» строит завод мощностью 500 тыс. автомобилей в год. Для сравнения: в прошлом году АвтоВАЗ выпустил менее 400 тыс. машин.
По прогнозам Минпромторга, в 2015 г. в стране произведут 3,2 млн. легковых автомобилей. Некоторые эксперты предсказывают, что за пять лет производство вырастет до 5 млн. автомобилей. Мировой автопром давно облизывается на этот лакомый пирог, небезуспешно пытается отхватить от него кусок побольше.
По данным аналитического агентства «Автостат», в январе 2010 г. три четверти выпущенных в России легковушек сошли с конвейеров 15 «отверточных» компаний, собирающих иномарки на отечественных мощностях. В нынешнем году к этим производителям добавятся «Фиат», «Пежо-Ситроен» и «Мицубиси». Кроме того, корейская «Хендэ» достроит под Санкт-Петербургом завод мощностью в 100 тыс. машин в год.
Чтобы выжить в этой гонке, бывшие советские автозаводы также вынуждены расширять промсборку. Например, владелец УАЗа «Соллерс» не только открывает предприятие в Набережных Челнах, но и налаживает производство во Владивостоке. Калининградский «Автотор» объявил, что хочет выкупить обанкротившийся «Ижавто», чтобы собирать на нем все тех же «корейцев». Если операция пройдет успешно, «Автотор» выйдет в лидеры отрасли: мощностей Калининградского и Ижевского заводов достаточно для производства 520 тыс. машин в год.
На этом фоне АвтоВАЗ выглядит отстающим. Он тоже взялся за отвертку - но слишком поздно. «Рено» пообещала передать ему лицензию на автомобильную платформу «Б0», на которой выпускают «Рено Логан». Но первые автомобили на базе «Рено» появятся в продаже только в 2012 году. К тому времени «Б0», разработанная в конце 1990‑х гг., окончательно устареет. Кроме того, руководство АвтоВАЗа продолжает удивлять управленческими чудесами: хотя в январе завод поставил восьмилетний антирекорд продаж, с 15 февраля он вновь поднял цены. С таким подходом возникают сомнения - доживет ли тольяттинское предприятие до 2012 года?
Как бы то ни было, понятно, что к тому времени отечественный автопром будет на 90% состоять из иномарок. Возможно, это неплохо, но остается одна проблема. Как известно, производители «отверточных» иномарок заключили с Минпромторгом соглашения о промсборке. Оно позволяет ввозить в Россию автодетали по льготной таможенной ставке в 3-5%, что в три раза ниже стандартной. Взамен предприятия обязались постоянно увеличивать локализацию - использовать все больше деталей российского производства.
Но на практике это правило не соблюдается, потому что производителям оставили множество лазеек. К примеру, локализованные детали подсчитывают не по стоимости, а поштучно. В результате даже у лидера локализации «Рено Логан» «в штуках» набирается 40% российских компонентов. Но по стоимости - только 8%.
У остальных иномарок даже поштучная локализация оставляет желать лучшего. Форд «Фокус», который восемь лет собирают в России, добрался только до 30%. Завод «Фольксваген» в Калуге из 20 моделей хоть как-то локализовал только две.
Но главная проблема: низкая технологичность отечественных деталей. «Еще никто из сборщиков иномарок не сделал в нашей стране двигатель или коробку передач», - сокрушается начальник аналитического отдела «Автостата» Андрей Топтун. «Тойота» привела в Россию японских производителей сидений. «Автофрамос» ставит на авто отечественные стекла, бамперы и диски для колес.
Надо сказать, что в конце января правительство попыталось ужесточить контроль за локализацией. Оно постановило, что заводы должны собирать «отверткой» не более половины автомобилей. Остальные машины нужно сваривать и красить в России.
Правда, пока постановление согласовывалось в высоких кабинетах, оно сильно смягчилось. Предполагалось, что драконовские меры будут распространяться на всех промсборщиков, но в итоге они коснулись только новых заводов. Старые по-прежнему могут собирать автомобили «отверткой», а двигатели и коробки передач ввозить из-за рубежа. Так что собственные машины, похоже, мы уже потеряли, а обещанная локализация производства вполне может оказаться фикцией.