В России насчитывается несколько тысяч наименований водки на любой вкус. Среди такого разнообразия найти напиток премиального качества и по доступной цене очень сложно. Правильную водку выбирают по-разному: ориентируются на высокую цену, на раскрученность торговой марки, на совет друзей... А можно положиться на мнение дегустаторов, ведь только им под силу протестировать все составляющие качества продукта: сырье, рецептуру, оборудование и технологию очистки.
Зашифрованная дегустация
Один из таких конкурсов состоялся в Москве в рамках крупнейшей в России и Восточной Европе выставки «Продэкспо-2010». Участниками этого старейшего престижного «алкогольного соревнования» - XII Международного дегустационного конкурса - стали несколько сотен водок со всего света.
В состав комиссии вошли ведущие эксперты отрасли, известные как в России, так и за ее пределами, в частности, постоянные судьи авторитетнейшего дегустационного конкурса International wine&spirits Challenge в Лондоне. Кроме того, среди членов жюри были и технологи, имеющие не менее чем десятилетний опыт работы, которые отбирались в течение года. Это позволяет сохранять объективность внутри самой комиссии.
Кто-то может позавидовать дегустаторам: в один из дней конкурса им пришлось перепробовать 80 сортов водки - хороша у людей работа! Однако на самом деле эксперты образцы не пьют. Берут граммов 10, пробуют кончиком языка, определяют, каков вкус - кислый или сладкий. Потом, подержав жидкость в полости рта, выявляют послевкусие: терпкое оно, вязкое или горькое. Ну а после этого выплевывают напиток в специальные тарелочки. Только так до конца дегустации и можно сохранить ясность мысли и восприятия.
Каждый дегустатор должен оценить образцы по стобалльной шкале. 91-95 - это золото, 85-90 - серебро, 81-85 - бронза. Напитки, получившие самые высокие баллы, выходят в финал. Для должной объективности они шифруются, никто из экспертов не знает, водку какой марки и какого производителя он пробует. Ставит на карточке оценку напротив номера образца и в своей записной книжечке уточняет ощущения.
Организаторы требуют, чтобы участники предоставляли в качестве образцов именно серийную продукцию, а не суперэксклюзивную, сделанную специально для дегустации. «Комиссия сразу это заметит, и ничего хорошего не выйдет, - говорит председатель дегустационной комиссии Александр Зайцев. - Этот конкурс - самый престижный и жестко оцениваемый в России, да и в Восточной Европе. Мы единственные, кто выдерживает общемировую норму: не больше 40% представленных напитков получают медали выставки. Выйти в финал конкурса, учитывая количество участников, тем более непросто. Я уверен, что сорта, которые участвуют в финале и дегустируются на главные призы, - лучшие из всей водки в России».
Качество на вкус
В каждой категории (вино, водка, коньяк и пр.) финалисты получают награду «Звезда Продэкспо». Среди российских участниц наградой отличилась водка «Russian New. Настоящая русская». Она получила награду «Звезда Продэкспо - за превосходное качество».
А высшей наградой конкурса является Гран-при, которую получает единственный напиток в каждой категории (вино, водка, коньяк и т.д.), и ценится она очень высоко.
Однако в этом году появилась еще одна номинация, которую журналисты сразу же окрестили наградой наград. Гран-при «За неизменно высокое качество» достался целому ликеро-водочному заводу «Хортица». Поскольку уже трижды эта водка получает высшую награду - в этом году было решено присвоить Гран-при уже самому предприятию, которое ее выпускает. А это значит, что вся линейка продукции достойна наград.
«Вопреки расхожему мнению о том, что потребители не разбираются в качестве водок, смею утверждать обратное, - рассказал на церемонии вручения наград Александр Зайцев, председатель дегустационной комиссии. Российский потребитель очень ценит высокое качество напитков, особенно если этот уровень стабилен. А «Хортица» не раз демонстрировала стабильное премиальное качество. Если мы говорим о водке, то у нее есть три основные составляющие: вода, спирт и, самое главное, - технология изготовления. Создание водки высокого качества равносильно созданию произведения искусства. Водка должна иметь специфический водочный аромат, хорошее, приятное послевкусие и не вызывать отторжения во рту - все это обязательные условия для водки высокого класса, а значит, и для победителей нашего конкурса».
Справка «АН»
В России водка появилась в конце XIV века. Согласно легенде, в 1430 году Исидор из Чудова монастыря, находившегося на территории Московского Кремля, создал рецепт первой русской водки. Именно с того момента принято отсчитывать историю водки не только на Руси, но и во всем мире. В 1894 году российское правительство запатентовало водку, содержащую 40 весовых частей этилового спирта и пропущенную через угольный фильтр, в качестве русской национальной водки.
Рецепт вкуса
«Мы уже шестой раз участвуем в этой выставке, здесь все очень серьезно и объективно, жюри бескомпромиссное, - рассказывает Вера Моршна, главный технолог ЛВЗ «Хортица». - Поэтому для нас особенно приятно и важно, что мы стали обладателями и золотых медалей, и «Звезды Продэкспо», и Гран-при.
«Мы выбираем лучших не по физико-химическим показателям, а, как и потребители, по органолептическим, то есть оцениваем аромат водки, ее вкус.., - объясняет она. - Но людей еще надо научить культуре пития, чтобы они знали, какой должна быть правильная водка: мягкая, со сбалансированным вкусом и ароматом. Она должна легко питься, не иметь резких послевкусий и при этом не быть «пустой».
«Аромат у водки - именно водочный, а не спиртовой, - комментирует Александр Зайцев. - На «Продэскпо» как-то провели эксперимент: выставили водку для «народной дегустации». Обычные посетители выставки должны были оценить образцы на вкус. Баллы они, конечно, не выставляли - оценивали их по принципу «нравится - не нравится». Однако оказалось, что мнение обычных потребителей полностью совпало с мнением комиссии». Члены жюри еще раз убедились, что в отношении водки наш народ не проведешь, он хорошо знает, какой она должна быть. Не случайно именно этот напиток является исконно русским.
Высокое качество водки у многих ассоциируется с немалой стоимостью. Слово «Премиум» на этикетке нередко служит оправданием внушительной цифры на ценнике. Однако «Хортица» пошла другим путем. Она предпочитает держаться в среднем ценовом сегменте, порядка 180 рублей за пол-литровую бутылку. В нынешние времена особенно большое значение имеет справедливое соотношение цены и качества, а именно это прежде всего и отличает «Хортицу» от многих других водочных брендов.
Похоже, что всевозможные учредители премий и конкурсов в нашей стране начинают понимать, что залог их успеха и востребованности - это объективность. Став действительно полезными потребителю, они могут претендовать на роль хорошего советчика при сложном выборе у полки магазина, как говорят французы, чистой «воды жизни».
Так что, выбирая водку по числу «регалий», в данном случае покупатель точно не ошибется, ведь экспертов различных конкурсов уже поддержали самые строгие дегустаторы - российские эксперты Всесоюзного НИИ пищевой биотехнологии.