Аргументы Недели → Экономика № 2(192) от 21.01.2010

Логово «белых слонов»

, 17:35 , Обозреватель отдела Экономика

До начала Олимпиады в Сочи остается 1500 дней, а страсти вокруг нее кипят такие, словно соревнования уже в самом разгаре. Члены-корреспонденты и доктора наук, эксперты и консультанты строительства олимпийских объектов наперебой пишут открытые письма премьеру и президенту. Суть посланий в том, что от руководства страны скрывают реальную картину.

Бюджетные игры

Сочинская Олимпиада - один из самых грандиозных проектов в истории страны. По объему работ он сравним с возведением БАМ или Байконура. На стройку выделены ошеломляющие деньги: обычно зимние олимпиады со всеми зданиями и подготовками обходятся в 1 млрд. долл., и ни разу сумма не зашкаливала за 2 млрд. долларов. Но это не наш масштаб - Россия собралась потратить на подготовку к Зимним играм более 17 млрд. долларов.

Если бы стройка шла в какой-нибудь другой стране, этого хватило бы на возведение города из небоскребов высотой с самую грандиозную башню мира - 828-метровую Бурж Дубай. Но у руководителей госкорпорации «Олимпстрой» к ценам особый подход, поэтому 242 из 527 млрд. руб. решено освоить на прокладку 50-километровой дороги Адлер-Красная Поляна. Для сравнения: непосредственно на спортивные комплексы, которых построят 13 штук, направят только 31,3 млрд. рублей.

Самое обидное, что деньги, на которые можно было бы провести семь Олимпиад, тратятся в основном на классических «белых слонов». Так называют дорогостоящие сооружения, которые оказались не востребованы и приносят владельцам одни убытки. Разумеется, самый крупный «слон» - это безбрежно дорогая трасса в Красную Поляну. Мало того, что были в сотни раз более дешевые альтернативы, например, канатная дорога из центра Сочи. Вдобавок шоссе строится из расчета, что горнолыжный курорт Красная Поляна будет одновременно принимать 120 тыс. посетителей. Но эксперты уверены, что, как ни крути, в реальности он не потянет и 20 тыс. человек, а сейчас средняя загрузка не превышает 3 тысяч.

Другой пример: спрашивается, зачем городу с населением 400 тыс. нужны стадионы общей вместимостью в 200 тыс. человек? Для справки: самый крупный стадион г. Сочи - «Центральный» - может принять 10 тыс. зрителей и за всю свою историю только однажды заполнялся на 100%.

Скандалы в разведке

Хотя строительные безумства и бешеные переплаты - мелочи по сравнению с той «красотой», которая обнаружилась благодаря десяткам открытых писем экспертов и ученых. Ситуация сильно напоминает шквал «правдорубных» посланий, который разразился после известного демарша майора Дымовского. Правда, в большинстве обращений ученых эмоции зашкаливают, а вот фамилий, цифр и фактов - с гулькин нос. Полезную информацию можно почерпнуть только в двух открытых письмах.

Автор первого - академик РАЕН, доктор геолого-минералогических наук, профессор В. Пахомов. Он обеспокоен вот чем: все 13 олимпийских дворцов возводятся на территории Имеретинской низменности. Это пойменные земли площадью 21 кв. км, расположенные между реками Мзытма и Псоу. Проще говоря, капитальные сооружения ставят на илистых и болотистых грунтах. Геологи утверждают, что во многих местах им не удалось найти твердых грунтов на 80 (!) метров в глубину. В придачу ко всему в долине случаются землетрясения силой до пяти баллов...

Это было бы полбеды, если бы не тот факт, что стратегически важные объекты «вхрячивают» как попало. Как утверждают эксперты, есть проблемы с сейсмической экспертизой и электроразведкой, а также гидрогеологическими исследованиями...

То есть, как уверяют чиновники, они были. Но о том, насколько тщательно проводились эти изыскания, свидетельствует такой факт. На встрече с жителями Имеретинской долины, которые пожаловались, что не видели на стройках ни одного геолога, тогдашний мэр г. Сочи г‑н Колодяжный заявил, что новые технологии позволили осуществить сканирование местности с вертолета и оценить ее пригодность для реализации планов застройки. Кстати, вскоре после этого заявления сочинского мэра назначили главой «Олимпстроя». Надо ли говорить, что с точки зрения специалистов, его утверждение про вертолетную разведку недр находится за гранью?

Зачем городу с населением 400 тыс. нужны стадионы общей вместимостью в 200 тыс. человек?

Так что строители парят в эмпиреях, не особо задаваясь вопросами, что там внизу, под зданиями, - не осыпется ли фундамент из-за карстовых провалов и не размоют ли его подземные воды. «Все прекрасно понимают, что с наскока на территории Имеретинки строить капитальные объекты категорически нельзя. Это просто опасно. Но при этом по нарастающей объявляются конкурсы на проведение работ. А кто потом ответит за качество сооружений? И выдержат ли они хотя бы до окончания Олимпийских игр?» - возмущается профессор Пахомов.

С тем фактом, что олимпийские сооружения строятся «без надлежащего комплекса инженерных изысканий», или, проще говоря, на авось, согласен доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент РАЕН Сергей Волков. Гидрогеолог с 30-летним стажем заваливает письмами администрацию президента. Он лично обследовал всю площадь горных склонов, на которых намечено строительство олимпийских объектов. И пришел к выводу, что ситуация угрожающая и олимпийский Сочи вскоре ждет череда крупных неприятностей.

«Природа уже «поздравила» вас с наступающим Новым годом, - пишет президенту г-н Волков, - 14 декабря на дно Черного моря не таким уж и большим штормом был смыт первый строящийся важный инфраструктурный олимпийский объект - грузовой порт. Как минимум 60 миллионов рублей исчезло в морской пучине. И это только первая ласточка, пролетевшая над будущей Олимпиадой».

Подарок природы

Злосчастный порт, который компания Олега Дерипаски строит в устье реки Мзытмы - один из двух морских ворот, через которые в Сочи должны поступать миллионы тонн строительных грузов. Как раз перед штормом это сооружение, практически готовое принять первые суда, собирались продемонстрировать премьеру Вл. Путину.

Но у стихии были свои планы: мало того, что море смыло все готовые конструкции. Также под воду ушла вся производственная база: утонули самосвалы, восемь кранов, тракторы и экскаваторы. Заодно был уничтожен уникальный плавучий комплекс «Ирбен», предназначенный для забивки свай в морское дно.

Это была первая, но не последняя катастрофа на стройках. Вскоре после шторма горная речка Мзытма, по берегу которой ведут знаменитую дорогу Адлер - Красная Поляна, вышла из берегов. «Это случается регулярно, но каждый раз становится сюрпризом для чиновников и строителей. Поскольку настроение в Сочи было предновогодним, строительную технику на время праздников бросили прямо в устье Мзытмы. В результате десяткам кранов и грузовиков пришлось переквалифицироваться в подводные суда», - рассказывают очевидцы.

Что характерно - через несколько дней после происшествия, погубившего технику на сотни миллионов рублей, руководители олимпийской стройки отчитывались о ходе работ перед президентом Дм. Медведевым. Ответственные лица предпочли умолчать о потопе - главный чиновник, отвечающий за подготовку к Олимпиаде, зампред правительства Дмитрий Козак говорил только о «проблемах рабочего характера».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram