На рынке нефти в целом воцарилось некоторое затишье. Финансовые потоки, которые подталкивали котировки вверх (при очень слабых фундаментальных показателях спроса), сейчас приостановились.
С одной стороны, это можно объяснить цикличностью подобных инвестиций (в зависимости от притока клиентских денег в сырьевые фонды). С другой - многие инвесторы, возможно, уже сейчас начали пересматривать для себя перспективы рынка нефти и мировой экономики в целом на следующий год. Те радужные прогнозы бурного экономического восстановления, о которых мы слышали в течение 2009 года, пока никак не могут найти адекватное воплощение в реальности.
Еще никогда в современной истории цены на нефть не зависели столь сильно от азиатского спроса. И все же необходимо учитывать, что слишком высокие темпы импорта нефти в Китай могут привести к перенасыщению местного рынка нефтепродуктов. На днях руководство государственной нефтегазовой компании Китая пришло к выводу, что без существенного наращивания экспорта топлива в стране будет колоссальный переизбыток предложения бензина и дизельного топлива. В результате национальным нефтяным компаниям придется резко сократить объем переработки и снизить загрузку мощностей. Но с учетом того, что в последние годы нефтеперерабатывающий сектор Китая стал играть колоссальную роль в экономическом развитии страны, возможный спад активности может оказать негативное влияние на экономику в целом.
В сложившейся ситуации китайские власти могут принять решение стимулировать экспорт за счет обнуления экспортных пошлин. Если это решение будет принято, ситуация на рынке энергоносителей может кардинально измениться. На фоне и без того слабого мирового спроса на топливо, появление нового предложения со стороны Китая очень опасно. Дело в том, что для китайских нефтяных компаний вопрос рентабельности переработки не является ключевым в отличие от их европейских или американских конкурентов. Стоимость нефти в 70 или 80 долларов в условиях падающего потребления нефтепродуктов делает для них переработку невыгодной. Если говорить прямо, то западные нефтяные компании просто не могут перенести рост затрат при текущей стоимости нефти на потребительский сектор.
В этой связи есть лишь два варианта. Либо цены на нефть снижаются до 50 долларов (приемлемый уровень рентабельности), либо потребление нефтепродуктов начнет расти бешеными темпами. Второй вариант маловероятен, особенно если учесть, что потребители на Западе уже сейчас с трудом «переваривают» существующие цены. Таким образом, на сегодняшний день ключевую поддержку рынку нефти оказывает лишь инвестиционный спрос, который может быстро исчезнуть, как только мировые правительства начнут сворачивать меры по поддержке финансового сектора. Что рано или поздно произойдет. И тогда экспортный поток из Китая может действительно обрушить цены.