Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 2(192) от 21.01.2010

Кризис - в дело!

, 17:10 , Обозреватель отдела Промышленность

В России остался единственный производитель снегоходов - ОАО «Русская механика». В старинном городе Рыбинске это производство заметное. Особенно зимой, когда на испытательные пробеги каждый день из заводских ворот с ревом вылетают разноцветные машинки. 

Снегоход по-русски

К слову, за рубежом крупных производителей снегоходной техники всего четыре: Yamaha, BRP, Polaris и Arctic Cat. Заниматься снегоходами пытались многие авто- и мотогиганты, но лавров себе не снискали - уж слишком специфичная ниша. К тому же рост цен на нефть в 70-е годы прошлого века резко сузил рынок снегоходов с полумиллиона продаж в год до скромных 150 тыс. сегодня. В мире сейчас находится в эксплуатации около 3 млн. снегоходов. На первом месте США, затем Канада и Скандинавия.

Но вот что принципиально - снегоходный рынок России является полной противоположностью мирового. Там основным спросом пользуются снегоходы «выходного дня». И лишь около 10% продаж падают на машины утилитарного (рабочего) класса. У нас, напротив, утилитарные снегоходы занимают 85-90% рынка.

Отсюда вывод - для большей части жителей земного шара снегоход является развлечением, экстримом. Ну где в той же Японии можно развернуться на «Ямахе»? Со снегами там не очень, а с дорогами как раз наоборот. Вот в России с ее бесконечными снежными пространствами снегоход превращается не только в средство передвижения, а в инструмент выживания. Тут гоночно-спортивные машины мало подходят. Рыбаки, охотники, нефтяники и газовики, егеря и работники силовых структур, МЧС и просто жители северных регионов страны давно считают снегоходную технику своим профессиональным инструментом. Поэтому у единственного российского производителя утилитарных снегоходов свой необъятный внутренний рынок. А кто будет на этом рынке доминировать, покажет покупатель. Удержит отечественный производитель цену ниже, чем у конкурентов при сопоставимом качестве, - в стране будут трудиться десятки тысяч новых снегоходов из Рыбинска. Спортсмены с тугими кошельками пусть выкладывают по 15-20 тыс. евро за дорогущие импортные игрушки.

Хотелось бы посмотреть на спортивный снегоход с тушей лося на тросе. А архаичный труженик «Буран» тащит. На северах дети с малолетства умеют собирать и разбирать этот снегоход. С закрытыми глазами - как отличник «боевой и политической подготовки» собирает и разбирает автомат Калашникова. И само собой, с российского Севера на завод постоянно идут просьбы - ничего кардинально в «Буране» не менять. Вот и эволюционирует эта ультраконсервативная машина крайне неспешно - по-прежнему две гусеницы и одна лыжа. Как топор - сколько его не улучшай, а принципиальная схема та же. 

Авиации - спасибо и прощай!

Пять лет назад строительство снегоходов выделили из НПО «Сатурн» в отдельный бизнес. Авиатехнологии «Сатурна» оказались неоправданно дороги. Не потому, что снегоходостроение нетехнологично, просто в авиации дорого абсолютно все. Элементарная деталь с авиазавода обходится в разы дороже, чем с любого другого «приземленного» предприятия. При том же качестве. И всегда стоит помнить, что снегоходы в советское время и потом для авиационного двигателестроения всегда были довеском. Для сравнения - на «Сатурне» сейчас 14 тыс. работников, а в «Русской механике» трудятся всего 700 человек. Раз продукция непрофильная, товар народного потребления, то и отношение к нему соответствующее. Берут, и ладно. Но спасибо авиастроителям, что в 1971 г. именно они стали осваивать строительство снегоходов. Первенец «Буран» получился крепким и живучим. А если бы за дело взялись танкостроители?

Японский контроль и туалеты

«Кризис - лучший помощник», - так утверждает генеральный директор ОАО «Русская механика» Валерий Караваев. Резкий, быстрый, напористый. Крайне категоричный. Бежать за ним по цехам и лестницам административного здания сродни участию в соревнованиях спринтеров и марафонцев одновременно. «Какое перепроизводство? У нас складов нет!»

- А как же лето, традиционно мертвый сезон для производителей снегоходов?

- Мы сделаем так, что летом покупать станет выгодно. Поговорка «Готовь сани летом, а телегу зимой» придумана как раз для тех, кто хочет экономить.

Внедрили японскую систему контроля качества. «Интерьеры» заводских цехов, линия покраски, конвейер тоже с виду вполне «японские». Особая гордость - туалетные комнаты и душевые для работников. Как сказал директор, «не стыдно зайти в любую». И предложил проинспектировать - пожалуйста. Посмотрел - и правда, как в хорошем ресторане или театре: свет, зеркала, чистота, хромированные краны сантехники. Я побывал на множестве предприятий, но такой порядок изредка встречал только на этажах, где сидит руководство.        

Может быть, и поэтому тоже продавцы в салонах отмечают - качество снегоходов «Русской механики» выросло за последние пару лет на порядок. Японский контроль плюс порядок вокруг.

До кризиса и персонала было больше - 1100 человек, и помещений. Из одного цеха перевозили двигатели, из -  другого рамы, потом обратно. Кризис заставил сесть за расчеты. Сейчас выстроена четкая технологическая цепочка, по которой, как на заводах-автогигантах, снегоходы ползут по транспортеру, обрастая деталями и элементами. Таким образом еще и избавились от излишков производственных площадей - зачем шиковать и отстегивать немалые деньги за аренду и отопление?

Сформирован свой пул поставщиков - их выбирали долго и придирчиво. Зато теперь к литью блока двигателя претензий нет. К гусеницам тоже. Критические детали, те, что в России сделать качественно и за приемлемые деньги никто не берется, импортируют. Так ушло в прошлое известное всем «бурановодам» больное место  - приводные ремни вариатора. Теперь их делают в Чехии для всех моделей. Карбюраторы приходят из Японии, оптика - с Тайваня.

Почувствуйте  разницу

- Кто наши конкуренты? - уточняет Караваев, - для «Тайги-Патруль» это «Ямаха Viking». В прошлом году, по данным таможни, их завезли в страну около 2 тысяч штук. Мы отреагировали.

Теперь отечественная модель стала мощнее на 9 лошадиных сил, больше емкость топливного бака («Ямаха» - 31 литр, «Тайга» - 55). На одной заправке пройдет около 250 км. Гусеница шире, чем у японца, на 10 сантиметров.

- Да что смотреть, поехали прокатимся километров 100, - ультимативным тоном предлагает директор. - Я считаю, прежде чем писать, нужно самому технику попробовать.

Шлем нашелся быстро. Остальная экипировка у меня соответствовала задаче. Во главу колонны встал испытатель Сергей Трефилов, и понеслись... Заводских испытателей всего пятеро. Летом они работают ни шатко ни валко. Зато с первым снегом работа с утра до ночи. Ресурсные испытания новых или модернизированных машин - 8 тыс. километров для каждой. На себе проверил, что даже сотня км по снежному бездорожью заставляет ныть каждую клеточку изнеженного в редакционной тиши тела.

Колдобины лесных просек, проезд на бешеной скорости между деревенскими дворами, лед Волги. Когда на коротких остановках снимал шлем, из него валил пар, как из печной трубы. Современные российские снегоходы имеют все атрибуты комфорта: травмобезопасное лобовое стекло из небьющегося эластичного пластика, подогревы сиденья, рукояток руля. «Патруль» от «Русской механики» плывет по целине, как линкор в океане. Изумляет способность после остановки на крутом подъеме не увязнуть в снегу, спокойно тронуться на широченной (60 см!) гусенице с места и продолжить движение. Для праздных покатушек, по специально подготовленным трассам, такая гусеница ни к чему. И мировые производители практически забросили выпускать подобную технику. А вот в чистом поле, где снег по пояс, она в самый раз.

Под занавес пробега, на гладком отрезке водохранилища, самая быстрая и мощная «Тайга» - «Атака» с 65‑сильным двигателем дала бой на скорость иномарке с 800-кубовым мотором из куда более дорогого сегмента. И не проиграла! Так что назвать «Атаку» сугубо утилитарным снегоходом язык уже не поворачивается. Мне позже дали возможность как следует протестировать зарубежную технику - для сравнения. Благородный рокот четырехтактника, хорошая динамика, скорость - и грохот пробиваемой на поперечных ледяных торосах подвески. Удары таковы, что поневоле сбрасываешь газ. То же самое упражнение, там же и на такой же скорости (около 100 км/ч) и российские снегоходы выполняют играючи, но без страшных ударов снизу.

На обратном пути пообщался с главным конструктором Рашитом Валеевым. Тот еще фанатик снегоходной техники. Его переманили из Уфы, где еще недавно выпускали снегоходы «Рысь». Он донимает директора мечтами о новых, еще более мощных двигателях. Но новинка года, напротив, верткий, легкий и недорогой «Тикси».

 «Русская механика» не стоит на месте и планирует выпуск квадроциклов собственной конструкции. Значит, конструкторов и испытателей летом ждут горячие деньки. Подробности разработки пока не афишируются, но и эта техника не будет отнесена к разряду игрушек выходного дня. Будет и вал отбора мощности для различного навесного оборудования, и вроде бы не четыре, а целых шесть колес. 

 Просматривая в каталогах технические характеристики рыбинских снегоходов, я заметил - хитрит производитель. Максимальный вес буксируемого груза, скорость - все показатели ниже, чем на практике показывают «Буран», «Тайга» и «Тикси». Страхуются, наверно. А зря. Рыбаки, например, считают нормальной практикой навалить в сани-волокуши тонну рыбы, прицепить их к ободранному, но вполне работоспособному 30-летнему «Бурану». Загрузились на это всей бригадой и... поехали домой за полсотни верст - сам видел. Значит, есть чем гордиться. 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram