22 декабря российские энергетики отметят профессиональный праздник. Символично, что 16 декабря свой пятилетний юбилей отпраздновал и ведущий поставщик тепла в нашей стране - ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» (МОЭК). Эта компания отвечает за бесперебойную работу сложнейшей системы, которая обогревает почти 45 тыс. зданий и доставляет тепло в три миллиона квартир.
Юбилей ОАО «МОЭК» - повод не только для праздника, но и для того, чтобы подвести итоги. С момента создания компания сразу взяла стратегический курс на комплексную модернизацию доставшегося ей в наследство хозяйства и пообещала вывести теплоснабжение города на качественно новый уровень надежности. А для этого нужны не только громадные инвестиции, но и передовые технологии. Что удалось сделать и какую пользу это принесло потребителям?
Теплые миллиарды
Путеводная звезда ОАО «МОЭК» - постоянное повышение энергетической эффективности. Что это и почему так важно? Вот только один пример: еще шесть лет назад правительство приняло «Энергетическую стратегию России на период до 2020 года». В этом документе содержится немало интересных цифр, например - «энергоемкость» ВВП нашей страны в 2,3 раза выше среднемировой. Если же сравнивать с государствами Европейского союза, разрыв будет еще существеннее - мы отстаем в три раза. Подсчитано, что внедрение современных технологий сбережет нашей стране до 430 млн. т «условного топлива».
Иными словами, в целом у России - огромный запас для сбережения ресурсов, а у каждого отдельного потребителя - немалый потенциал экономии личных средств. Что касается именно теплоэнергетики, то даже в относительно благополучной Москве жилые дома потребляют на каждый квадратный метр площади на 40% больше тепла, чем здания в европейских городах. На практике это означает, что через открытые форточки и разбитые окна в подъездах в небытие «улетучиваются» сотни миллионов тонн нефти, угля и газа.
Отчасти в этом виноваты нерадивые потребители, которые не следят за расходом ресурсов. Например, мало кто задумывается, что через постоянно открытый кран каждую минуту утекают 10-15 л воды. Это значит, что на одну только чистку зубов семья из четырех человек каждый месяц расходует около 500-700 л воды. Причем в основном - горячей. Так что нельзя недооценивать такой важный фактор экономии, как сознательность потребителей.
Но, разумеется, очень многое зависит и от поставщиков. Что они предпринимают со своей стороны? Процесс идет на разных уровнях - от замены оборудования до модернизации управленческих процессов. «Если говорить о технических мерах, то специалисты МОЭК разработали несколько основных подходов: это и внедрение новых энергосберегающих технологий при производстве и передаче энергии. И автоматизация учета поставляемой потребителям энергии. И оптимизация системы теплоснабжения города в целом», - отмечает генеральный директор ОАО «МОЭК» Александр Ремезов.
Весомая экономия
Начнем с самого близкого потребителям примера. Вот только два ключевых факта: с момента создания ОАО «МОЭК» в 2004 г. число аварий на тепловых трассах уменьшилось в два раза. Кроме того, срок летнего отключения горячей воды сократился на треть: с трех недель до двух. Компания надеется, что его удастся довести до 5-7 дней.
Как этого добились? Тут прежде всего помогла замена тысяч километров старых труб. С 2005 г. компания проложила 3817 км теплотрасс при общей протяженности сетей 10,4 тыс. километров. С 2007 г. в МОЭК действует особая программа по перекладке трубопроводов: на смену старым трубам приходят изделия из современных полимерных материалов, а также стальные трубы в пенополиуретановой изоляции. Это даст огромную экономию.
Во-первых, срок службы трубопроводов, изготовленных по традиционным технологиям, - только 8-12 лет. Тогда как современные трубы служат по 30-40 лет. Их надежность подтверждается такой статистикой: с начала прошлогоднего отопительного сезона по 1 марта 2009 г. 98% всех повреждений пришлось на сети «традиционной прокладки». Новые трубы были ответственны только за 2% аварий, хотя на них приходится уже более трети общей протяженности сетей.
Во-вторых, замена труб позволила резко снизить потери тепла при транспортировке. Например, на магистральных сетях они упали в 2,5 раза - до 3,2%. На отдельных участках потери снизились до 1%.
Результат налицо: в компании подсчитали, что благодаря ежегодной модернизации 250-300 км сетей экономится 35 тыс. Гкал/час тепловой энергии. В общей сложности, благодаря уже проведенной реконструкции сетей высвободились мощности в 135 Гкал/час. Это примерно равно мощности крупной тепловой станции или одного энергоблока на электростанции.
Кстати, чтобы еще сильнее снизить потери тепла, регулярно проводится инфракрасная аэрофотосъемка теплосетей. По ее результатам потенциально-аварийные участки теплосетей с наиболее высокой теплоотдачей включаются в планы перекладки.
Постоянное совершенствование «системы отопления» мегаполиса - многоплановый процесс. Специалистам известно, что в себестоимости поставляемого в дома тепла огромная доля - от 40 до 50% - приходится на энергоресурсы. Значит, нужно менять оборудование тепловых станций, внедряя технологии, которые экономят газ, воду и электричество.
Для этого МОЭК в 2007 г. запустила масштабную программу по установке частотно-регулируемых приводов (ЧРП). Эти устройства повышают коэффициент полезного действия насосов на районных тепловых станциях и на центральных тепловых пунктах. Благодаря этому экономятся тепло и вода, заодно это помогает поддерживать равномерное давление в системах трубопроводов. В 2007-2008 гг. на объектах МОЭК установлено 6,5 тыс. таких аппаратов, планируется добавить еще 200. Насколько это выгодно? Достаточно сказать, что в среднем устройство окупается за три года.
«Программа внедрения ЧРП дала экономию от 15 до 30% электроэнергии. Расход холодной воды в среднем снизился на 10%. Годовая суммарная экономия от внедренных по инвестиционной программе ЧРП составляет 35 млн. кВтч электроэнергии и 36 млн. т воды», - рассказывает Александр Ремезов.
Передовой опыт
Другая крупная программа МОЭК - создание автоматизированной системы коммерческого учета производства, распределения и потребления энергоресурсов. Систему, на реализацию которой выделено 1,3 млрд. руб., планируется ввести в эксплуатацию с 2010 года. Техника позволит вести постоянный контроль в режиме реального времени за работой приборов учета и за параметрами качества услуг.
И это - только одна из многочисленных граней долгосрочного процесса комплексной автоматизации компании. Автоматизация МОЭК началась в 2006 г., с объединения автоматизированных систем трех разных предприятий, на основе которых была создана компания, и проходит широким фронтом. Автоматизация компании идет про трем основным направлениям:
Первое - автоматизация управления компанией. Тут огромный спектр задач - от бухгалтерского учета и сбыта до планирования транспортных потоков и управления персоналом.
Второе - создание системы, которая стоит на стыке между управленческим и технологическим процессами. Например, такими как автоматизированная система коммерческого учета потребления энергоресурсов, которая удаленно позволяет снимать показания с общедомовых узлов учета тепловой энергии и горячей воды, система управления бойлерами или сжиганием газа. По ЦТП и домам ходили люди, записывали цифры на бумагу и только потом заносили их в электронные базы данных. Это порой приводило к искажению, потере информации. Бывало и так, что одни и те же данные расходились у разных городских служб.
Третий блок - создание ИТ‑инфраструктуры, и прежде всего - мощного единого информационного вычислительного центра (ЕИВЦ) ОАО «МОЭК», в котором сосредоточены все вычислительные и информационные ресурсы компании, средства коммуникации и связи. ЕИВЦ ОАО «МОЭК» размещается в трех специализированных серверных помещениях общей площадью 260 кв. м, специалисты филиала №17 ОАО «МОЭК» «Центр информационных технологий» круглосуточно поддерживают бесперебойную работу оборудования.
Так что компания ставит перед собой очень масштабные задачи. Приятно отметить, что подход к модернизации у МОЭК - это образец логичности. Лучше вложиться в современное, надежное и экономичное оборудование, чем сначала сэкономить, а затем заниматься постоянным латанием дыр.
Глава МОЭК гордится, что еще в 2008 г. у его компании сравнялись расходы на текущий ремонт и на модернизацию. Соотношение этих затрат - очень важный показатель с точки зрения развития бизнеса. На Западе во многих промышленных корпорациях это соотношение составляет примерно 15% к 75%, разумеется, в пользу модернизации. И МОЭК стремится довести этот показатель до мирового уровня.
Так что у компании есть чему поучиться. Тем более что МОЭК готова делиться передовым опытом. С этой целью в марте 2008 г. было создано дочернее общество - ОАО «МОЭК-Регион». «Предлагаемые нашей компанией модели реформирования позволяют высвободить от 15% до 65% доходов региональных теплоснабжающих предприятий для реинвестирования на цели энергосбережения и повышения энергетической эффективности систем теплоэнергоснабжения в целевом регионе», - объясняет Александр Ремезов.
МОЭК уже подписала соглашения с администрациями Костромской, Нижегородской, и Тверской и Ульяновской областей, городов Сочи, Орла и Сергиева Посада в части развития их теплоэнергетических комплексов. Аналогичные соглашения планируется заключить с Ярославской и Калужской областями.
Тепловое достояние страны
ОАО «МОЭК» - крупнейшее теплоснабжающее предприятие России. Компания осуществляет отопление и горячее водоснабжение 70% жилых и административных зданий, промышленных предприятий и объектов социальной сферы Москвы. В ОАО «МОЭК» работают свыше 21 тыс. сотрудников, которые обслуживают 9033 тепловых пункта, 72 районные и квартальные тепловые станции, 122 малых котельных. Структура компании включает 10 эксплуатационных и 8 сервисных филиалов. ОАО «МОЭК» является одним из крупнейших и стратегически важных предприятий не только Москвы, но и России.