Аргументы Недели → Экономика № 48(186) от 03.12.2009

Водяная линия партии

, 18:45 , Обозреватель отдела Экономика

Власти решили вывести нас на «Чистую воду». В конце декабя правительство примет одноименную федеральную целевую программу. По словам первого вице-премьера Александра Жукова, только в следующем году государство выделит на водную модернизацию 10 млрд. рублей. На что пойдут эти деньги?

Третий кран

Целевая программа, которую четвертый год подряд активно продвигает партия «Единая Россия», делится на две составляющие. Одна - это чистая польза для страны, а другая - чистой воды самореклама некоторых начальников. С одной стороны, вряд ли кто-то усомнится в необходимости модернизации наших, изношенных на 70% городских трубопроводов, отказе от хлорирования воды в пользу ультрафиолетовой очистки и установки современных систем фильтрации в школах и детских садах. Все эти меры предусмотрены программой.

С другой стороны, обидно, что вокруг водного нацпроекта пышно расцвела чиновничья маниловщина. Чего стоит одно только предложение провести во все городские квартиры «третий кран». По нему должна поступать очищенная питьевая вода, которая обойдется населению в десятки раз дороже обычной. По факту это привело бы к тому, что воду в оставшихся двух кранах прекратили бы очищать и она стала бы непригодной для питья...

Как объясняют эксперты, главная беда нашей страны - не дефицит воды, а ее качество. Россия - страна, обладающая одним из богатейших водных ресурсов в мире, тут мы отстаем только от Бразилии с ее Амазонкой. Пресная вода составляет только 2,5% мировых водных запасов, и 20% из них принадлежат России.

Проблема в том, что в три четверти городских квартир поступает влага, которая немногим чище той, что течет в великой южноамериканской реке. Почти все города снабжают не из скважин, а из поверхностного водосбора. Вместе с такой водой в краны попадают опасные микроорганизмы, а также половина таблицы Менделеева. «Особенно вредны для здоровья «химические бумеранги»,  - рассказывает заслуженный  профессор МГУ, академик РАЕН В. Петросян. Это пестициды, диоксины, перфтороктановая кислота и т.д. - токсичные вещества, которые широко используются в промышленности, а потом неизбежно попадают сначала в сточные воды, а затем и  в водопровод. 

Мало того, что такие «бумеранги» сложно обезвредить с помощью обычной городской системы очистки воды. Треть жителей России получают опасную для здоровья воду, не прошедшую вообще никакой очистки. Это проб-
лема особенно актуальна в Белгородской и Курской областях, Адыгее, Бурятии и Тыве. Там очищают не более 10% воды.

Хотя очистные сооружения - тоже не панацея. Дело в том, что Россия катастрофически отстает от западноевропейских государств по уровню контроля за водоснабжением. В 1996 г. в нашей стране приняли документ, по которому вода должна проверяться не по 28 показателям, как было прежде, а по 54. Но в большинстве регионов это правило соблюдается только на бумаге. Из-за отсутствия оборудования многие местные санэпидемстанции контролируют не более 15 показателей.

Треть жителей России получают опасную для здоровья воду, не прошедшую вообще никакой очистки.

«Для сравнения: в Англии в год делается 100 тыс. анализов по 70 показателям. При этом их нормативы гораздо жестче наших. Пробы, которые не соответствуют нормам, у англичан составляют одну сотую процента. У нас более 40% анализов городской воды свидетельствуют о ее питьевой непригодности», - рассказывает директор Института им. Сысина, академик РАЕН Юрий Рахманин.

Вот простой пример: почти вся вода в Волге относится к так называемому третьему - самому низкому - классу питьевой воды. А очистные сооружения большинства питающихся из этой реки городов рассчитаны на работы с первым - высшим - классом. Значит, они даже теоретически не способны справиться с той «пакостью», что течет в водопроводе.

Затопить кризис

Так что «водным» деньгам можно найти более достойное применение, нежели прокладка ненужных каналов в Казахстан. К счастью, целевая программа предусматривает немало полезных дел. Например,  потери воды в сетях водоснабжения к 2017 г. в целом по стране должны сократиться с нынешних 18,5 до 15%. Доля сточных вод, которые проходят очистку, вырастет с 40 до 68%. Количество школ, больниц и детских садов, оснащенных системами очистки воды, вырастет с 3 до 23 тысяч. Между прочим, по данным Всемирной организации здравоохранения, инвестирование 1 долл. в развитие водоснабжения позволяет сберечь от 4 до 12 долл. в виде экономии на здравоохранении.

Правда, есть одна загвоздка. Даже самых щедрых государственных вливаний не хватит, чтобы полностью решить водные проблемы нашей страны. Считайте сами: эксперты уверены, что первым делом нужно усилить контроль за качеством воды в реках и водохранилищах. По предварительным прикидкам, если делать все по уму, это обойдется в 50-70 млрд. рублей.

На это выделенных денег хватает. Но параллельно необходимо строить современные очистные станции. Каждому крупному городу таких нужно несколько. Сооружения европейского уровня, очищающие воду ультрафиолетом, а не традиционным для России хлором,  обходятся не менее чем в 5 млрд. рублей.

Учитывая, что в нашей стране почти 1,1 тыс. городов, цена вопроса  ошеломляет. Одной сотни государственных миллиардов хватит, чтобы облагодетельствовать от силы пару десятков населенных пунктов. Вдобавок во всех городах придется менять водопроводы, а это десятки тысяч километров новых труб...

Как решить задачу такого масштаба? Есть только два пути.

Во-первых, можно резко поднять тарифы на воду и направить вырученные деньги на обновление инфраструктуры. Именно этот вариант отстаивают чиновники Федерального агентства водных ресурсов, которых поддерживает Минэкономразвития. Они утверждают, что в целом цена на воду в России почти не повышалась с 2004 г., государство ежегодно собирает с потребителей только 14 млрд. руб. в год, а их ни на что не хватает.

Во-вторых, можно пойти по пути Франции и Китая, которые направили в водную индустрию огромную часть всей антикризисной помощи своим экономикам. Например, в Китае на развитие систем водоснабжения пошло 42% объема финансовой поддержки государства. А это ни много ни мало 582 млрд. долларов.
Франция выделила на водные проекты 37% антикризисной помощи. Можно сказать, эти страны пытаются затопить кризис бюджетной помощью. Во всем мире давно осознали: страна, которая не бережет - во всех смыслах - свою воду, не бережет себя.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram