Антимонопольное ведомство не устает делать топливные открытия. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что бензиновые короли потеряли последнюю совесть. Кризис им нипочем: они получают от продажи тонны нефтепродуктов внутри России на 5-6 тыс. руб. больше, чем от поставок того же товара за рубеж.
Плановое подорожание
Такой подарок нефтяники преподнесли населению в ответ на беспрецедентные меры поддержки со стороны правительства. Еще в конце прошлого года власти в три раза снизили экспортные пошлины на нефть и заметно облегчили режим налогообложения новых месторождений. С декабря нынешнего года вступит в силу приказ Минэнерго об обнулении пошлин на восточносибирскую нефть. В ответ на эту заботу нефтеперерабатывающая промышленность за последний год... подняла цены на бензин на 30-60%.
Так что возмущение чиновников ФАС вполне понятно. Это ведомство не первый год пытается прижать «бензиновый картель». Как еще назвать ту немногочисленную группу чиновников и предпринимателей, которые давно и прочно подмяли под себя все нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ)? Благо на всю страну у нас осталось только 27 таких предприятий, и все они приносят баснословную прибыль.
Еще бы не приносить, если реки бензиновых денег текут куда угодно, только не на нужды производства. Возраст основных технологических установок всех российских НПЗ превышает 40 лет, 12 заводов эксплуатируются более 60 лет.
Существует или нет ценовой сговор на этом рынке - вопрос давно уже риторический. Красноречивых фактов более чем достаточно. Эксперты приводят такую статистику: в 2003 г. розничные цены на бензин в нашей стране превышали оптовые в среднем на 36%, а в 2008 г. - уже на 89%. Для сравнения: в США за те же годы бензиновые наценки снизились с 90 до 40%. При этом доля акцизов в розничной стоимости горючего в США выросла на 10%, а в России - снизилась с 24% в 2003 г. до 15% в 2009 году.
Когда год назад мировые цены на бензин упали втрое, в России они почему-то росли и в результате стали одними из самых высоких в мире. Другой факт: в большинстве стран дизельное горючее стоит вдвое дешевле 95‑го бензина, но у нас они почти сравнялись по стоимости. Самое смешное: именно в тот момент, когда произошло максимальное сближение цен, российский дизель признали... худшим по качеству в Европе.
При этом ни для кого не секрет, какими именно методами нефтяные компании удерживают цены. Вот только одна история: в начале нынешней осени сразу 17 нефтеперерабатывающих заводов попытались одновременно... встать на плановый ремонт. Надо сказать, что такой дружной страсти к починке у них еще никогда не было. Эксперты отмечают, что с точки зрения бизнеса этот ход оказался бы очень выгодным мероприятием. Если бы в стране замерли две трети бензиновых мощностей, то начался бы дефицит горючего и его стоимость подскочила на 15-30%.
Самое обидное, что высокие цены - это еще полбеды. Монополисты не стесняются продавать втридорога... фальшивый бензин. Подсчитано, что каждый год в нашей стране потребляют на 5 млн. т меньше бензина А-80, чем производят. Хотя эти тонны никуда не пропадают: из них делают топливо А-92 и А-95. В результате некоторые автомобилисты предпочитают заправляться 92-м бензином, потому что не исключено, что более дорогой, 95-й, в действительности представляет собой накачанное присадками «восьмидесятое» топливо.
Рецепт от жадности
В общем, антимонопольное ведомство решило включиться в эти бензиновые игры на стороне догоняющего. Проблема в том, что, как только ФАС начинает очередную атаку на бензиновых королей, она тут же получает от них «сдачи» в судах. Например, летом прошлого года тюменский арбитражный суд постановил, что чиновники незаконно оштрафовали на 1,112 млрд. руб. компанию ТНК-ВР, которая обвинялась в завышении цен на топливо. Кроме того, который год подряд в судах тянутся не менее шумные дела против «Роснефти» и «Газпромнефти».
В ответ на затягивание дел в судах ФАС заваливает топливные компании все большим количеством все более громких исков. Вторая волна судебных преследований пошла нынешним летом: в августе «Газпромнефть» оштрафовали на 4,7 млрд. руб., а ТНК-BP - на 4,2 миллиарда. На этом антимонопольщики не остановились и в конце октября поставили исторический рекорд, наложив на «Роснефть» штраф в 5,3 млрд. рублей.
Безусловно, такие меры способствуют некоторому снижению аппетитов нефтяных компаний. Тем более что теперь у ФАС появился сильный козырь: новые поправки в Уголовный кодекс, вступившие в силу с 30 октября, позволяют штрафовать за ценовые сговоры не только компании, но и лично их руководителей. Сумма существенная - до 5 млн. рублей, вдобавок руководителям-заговорщикам грозит тюремный срок.
Хотя одними только судебными преследованиями бензиновую проблему не решить. Достаточно сказать, что даже тот беспрецедентно высокий штраф, который наложили на «Роснефть», - это менее 1,5% ее годовой выручки. Понятно, что бензиновые короли зарабатывают на манипулировании рынком гораздо больше, поэтому им будет выгоднее просто «учесть риски» и включить сумму возможных штрафов в стоимость бензина, который в очередной раз подорожает.
Какие еще есть рецепты? Эксперты объясняют, что в мире накоплен богатейший опыт борьбы с «бензиновой мафией», так что нашим чиновникам не нужно придумывать ничего нового.
Есть или нет топливный сговор – вопрос риторический.
Если изучить мировой опыт, окажется, что почти во всех странах государство так или иначе регулирует цены на бензин. Самый жесткий вариант выбрали китайцы: в этой стране работает особое государственное управление, которое назначает официальную стоимость горючего - единую по всей стране. На другом полюсе - бензиновая политика правительства США. Оно тоже регулирует цены, но действует не столь открыто - когда стоимость горючего начинает расти слишком резво, на рынок выбрасывают миллионы тонн нефти из государственного запаса. В Европе выбрали «срединный путь» - французские, итальянские, швейцарские и германские государственные инспекторы пристально следят за тем, чтобы цены на заправках оставались экономически обоснованными и нефтяные компании не зарабатывали на бензине слишком высокие прибыли.
Иными словами, полностью свободного рынка бензина не существует нигде в мире. Так или иначе власти всегда контролируют цену топлива. Это и есть работающий механизм цивилизованной борьбы с бензиновым монополизмом. Но в наших условиях работать он не может, как объясняют специалисты, в России полностью отсутствует правовая база, которая позволила бы ввести хотя бы самое мягкое госрегулирование цен на горючее.
Поэтому у нас «борьба за доступный бензин» пока что сводится к громким заявлениям чиновников. Слова гремят, а цены все растут. В связи с этим возникает подозрение, что некоторые чиновники - такие же полноправные участники бензинового картеля. Что же касается миллиардных штрафов, которые платят монополисты, - то это не наказание, а требование со стороны государства поделиться частью сверхприбылей.