"Драконовский" закон ждет второго чтения
Законопроект о торговле должен быть работоспособным
30 октября 2009, 15:01 [«Аргументы Недели», Анжела Аршавина ]
Уже несколько месяцев депутаты Государственной Думы, экономисты, производители продуктов питания, переработчики сельскохозяйственной продукции и продавцы обсуждают проект закона о торговле. На днях Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) и Международный институт политической экспертизы (МИПЭ) проанализировали промежуточные итоги лоббистской борьбы вокруг закона о торговле. В ходе состоявшейся дискуссии были затронуты вопросы эффективности лоббистских кампаний сторон и политические аспекты борьбы вокруг законопроекта.
Закон о торговле пока принят Госдумой в первом чтении, и перед вторым чтением депутаты внесли уже более 200 поправок. Жесткая борьба развернулась прежде всего вокруг попыток административно ограничить и зарегламентировать торговую деятельность. Одна из «драконовских» статей закона – 16-я (именно так ее оценили участники дискуссии) ограничивает развитие крупных торговых сетей – не более 25% торговых площадей в одном муниципальном образовании на одну торговую сеть. Дискуссия практически сразу перешла в публичную плоскость. Представители торговых сетей и крупные переработчики сельскохозяйственной продукции приложили максимум усилий, чтобы отстоять свои интересы.
А вот мнением потребителей, посчитали участники дискуссии, законодатели не столько руководствовались, сколько пытались манипулировать. Стереотипность общественного мнения о том, что торговые сети являются главными виновниками роста цен, дала чиновникам такую возможность. При этом, экономисты доказали, что именно торговые сети сегодня обеспечивают низкие цены, ассортимент, задают высокие стандарты обслуживания, а стремление регулировать ударит по всей отрасли и приведет к обратному эффекту - росту цен и снижению качества продукции.
- Сейчас происходит интересная вещь - четкой позиции относительно закона о торговле уже нет ни у одной из сторон, - прокомментировал ситуацию член правления Торгово-промышленной палаты, председателя комитета по потребительским рынкам Александр Борисов. – Крупные производители продовольственных товаров «вдруг» поняли, что они зависят от торговли, что прошло время дефицита, когда все с полок просто сметалось.
Сомнений, что закон о торговле «сырой» и «нуждается в доработке», у Александра Борисова нет. Примером этому может служить тот факт, что французская сеть Carrefour, проработав в России менее полугода, покинула российский рынок. Открыв три магазина, французские продавцы оценили перспективы и пришли к выводу, об отсутствии перспектив работы в России. Не последнюю роль в решении ритейлеров сыграло и огромное количество административных барьеров, которыми столкнулись французы во время работы в России.
- Полагаю, что и скандальный проект закона о торговле, сыграл не последнюю роль в решении второго по величине ритейлера в мире покинуть российский рынок, - уверен Александр Борисов.
Юрий Кобаладзе, управляющий директор компании Х5 RetailGroup, в которую входят торговымие сети «Перекресток», «Пятерочка», «Копейка», подчеркнул, что пришлось приложить огромные усилия, чтобы сетевую торговлю услышали:"Наконец, как мне кажется, нас начинают слышать. И президент, и премьер-министр. Оба заявили, что сетевые магазины – это современный формат торговли. Нужно не бороться и давить надо, а снимать административные барьеры, чтобы современные торговые центры появлялись повсеместно, чтобы культура торговли пришла в отдаленные города и регионы. А цены снизить может конкуренция продавцов".
- Второе чтение закона о торговле вероятнее всего состоится 11 ноября, - предположил директор Международного института политической экспертизы (МИПЭ) Евгений Минченко, - И есть серьезная вероятность того, что понадобится еще одно вмешательство премьер-министра, чтобы документ получился работающим. Тем более что и президент Дмитрий Медведев на встрече с лидерами российского бизнеса подчеркнул, что «торговые сети - это, безусловно, шаг в будущее» и что «законодательство не должно быть бестолковым».
По мнению экспертов, несмотря на недоработки законопроекта, победить популистские настроения некоторых его поправок удалось. А это значит, что закон о торговле, который в итоге примет Государственная дума, возможно, будет компромиссом между звеньями торговой цепочки – производителями, переработчиками, продавцами.